1.Введение
Вячеслав Шевердин - блестящий пианист. С одинаковым успехом играет любую музыку – классику, джаз, аккомпанирует. Сочинения В.Шевердина: сонаты для альта, флейты; сюиты и пьесы для саксофона, фортепиано, баяна, струнный квинтет; поэма для альта и симфонического оркестра, концерты для фортепиано с оркестром, для саксофона с оркестром; цикл песен о Самаре. Все эти произведения с успехом звучали в городах нашей губернии, а фортепианный концерт в исполнении автора прозвучал по Центральному телевидению. Произведения Шевердина созданы в русле лучших традиций классической музыки. Они отличаются ясностью и в то же время современны по языку. Как правило, основу составляет мелодия - песенная или танцевальная, ярко выраженная жанровая и образная основа. Даже для самых миниатюрных пьес или песен найдено своё музыкальное настроение, своя интонация, рельефный тематизм. Особое место в творчестве В.В. Шевердина занимает музыка для детей - фортепианные и скрипичные циклы для начинающих музыкантов, большое количество песен.
2.Знакомство с музыкой
Вячеслав Викторович Шевердин родился в Самаре (тогда в г. Куйбышеве) в 1958 г. в семье железнодорожника, 50 лет проработавшего в управлении Куйбышевской железной дороги. Родители будущего композитора не имели музыкального образования, но музыкой занимались. Мама имела хороший голос (сопрано) и во время войны выступала как иллюстратор-вокалистка в лектории филармонии. Отец играл на баритоне в самодеятельном духовом оркестре клуба железнодорожников. С этим оркестром связаны первые музыкальные впечатления Вячеслава. Окончил ДМШ № 2 города Куйбышева (1974, класс М.С. Карасевой), Куйбышевское музыкальное училище (1978, класс Л.А. Муравьевой) и Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (1984, класс композиции профессора Р.С. Леднева, класс фортепиано профессора И.Р. Клячко). Сочинять музыку начал сразу после первого знакомства с ней, семи-восьми лет: песенки, маленькие пьески. Большую роль в становлении юного композитора сыграла педагог музыкальной школы С.В. Виноградова. Видя одарённость мальчика, она, кроме обучения игре на фортепиано, стала знакомить его с основами гармонии и музыкальной формы. Таким образом, в 10-12 лет Вячеслав был автором более десятка фортепианных и скрипичных пьес, песен. И вскоре, в концертном зале школы состоялся его авторский концерт, на котором двенадцатилетний Слава играл свою фортепианную сонату, два романса для скрипки и фортепиано, несколько детских песен.
Решение посвятить себя музыке и заниматься ею профессионально пришло как-то само собой. Закончив с отличием музыкальную школу, Вячеслав поступает в Куйбышевское музыкальное училище в фортепианный класс Л.А. Муравьёвой. Всё время и все помыслы отныне связаны с музыкой.
Талантливый педагог Лидия Александровна Муравьёва воспитала не одно поколение замечательных пианистов. Учиться в её классе было интересно. Атмосфера творчества царила на её уроках. Хорошо знавшая изобразительное искусство, Лидия Александровна в работах над музыкальным произведением часто обращалась к живописи. Сопоставляя музыкальные сочинения с картинами выдающихся живописцев разных стилей, она стремилась к передаче музыкой мира красок. Она не боялась, наряду с классикой, вносить в программы своих учеников современную музыку (например, фортепианные концерты Н. Ракова, сонаты и сюиты Г. Галынина). Никогда не оставляла без внимания желание студента включить в
работу его любимое произведение. Вместе с тем, заботясь о музыкальности и безупречности вкуса, она придавала большое значение развитию пианизма. Вячеслав Викторович вспоминает, что за два года учёбы в классе Муравьёвой выучил около двухсот этюдов.
А композиция манила, влекла к себе. Несмотря на многочасовые сидения за фортепиано, находилось время и на сочинение. Известный самарский композитор В.Л. Митителло в рамках факультатива обучал желающих студентов училища композиции. Шевердин с благодарностью вспоминает эти занятия, обеспечившие ему поступление на композиторский факультет консерватории. Занятия с Митителло практически для всех участников факультатива не прошли бесследно. Так сочинение вошло в жизнь Светланы Мышкиной. Её песни, мюзиклы и инструментальные пьесы играют учащиеся музыкальных школ и школ искусств нашего города.
3.Творческий путь музыканта
В 1978 году Вячеслав с лёгкостью поступает в Московскую консерваторию в композиторский класс профессора Р.С. Леденёва и в класс фортепиано профессора И.Р. Клячко. Москва и Московская консерватория много дали одарённому любознательному музыканту. Ведь кроме плодотворных занятий были ещё и концерты, и спектакли высочайшего профессионального уровня, и общение с видными композиторами. Тогда, в начале 80-х, стали исполняться произведения Альфреда Шнитке и молодых композиторов – представителей авангардного направления. Студенты консерватории проникали на эти концерты самым немыслимым способом. Затем – горячие обсуждения в классе Р.С. Леденёва и на студенческих сходках. Интересными оказались творческие встречи с композиторами В. Екимовским, А. Балтиным, А. Леманом, Н. Пейко. Запомнился приезд Е. Мравинского в Москву и его концерты.
После окончания консерватории в 1984 году Вячеслав Викторович возвращается в родной город, где быстро завоёвывает известность сначала как блестящий пианист, участник джазовых фестивалей, потом - как композитор и педагог. Его имя часто можно увидеть на концертных афишах Мраморного зала Самарского художественного музея. Играет он в клубах, дворцах культуры, вузах и школах. Нередки его выступления и в филармонии, где он исполняет свои сочинения и музыку классиков, с оркестром, в ансамбле и соло, и в качестве аккомпаниатора.
В композиторском «багаже» Шевердина около пятидесяти произведений. Это, в основном, камерно-инструментальная и вокальная музыка: сонаты для альта, фагота, флейты, гобоя, фортепиано, баяна, многочисленные сюиты для разных инструментов, инструментальные и вокальные циклы.
Из крупных сочинений выделяются инструментальные концерты: два фортепианных и саксофонный, поэма для альта и симфонического оркестра, две сюиты для саксофона и фортепиано.
Первый концерт для фортепиано с оркестром - дипломная работа молодого композитора. Написанный в традиционной манере и форме (трёхчастный цикл с торжественной первой, лирической второй и оживлённым рондо в финале), он отличается свежестью и самобытностью музыкального языка. Наиболее интересными моментами являются, фортепианная каденция первой части и вторая часть, представляющая собой тему, написанную в традициях лирического романса XIX века, и её трансформацию в вариациях то в ритме вальса, то гротескного марша, то в диалоге фортепиано с разными группами оркестра, то в виде радостного вихря. Концерт с большим успехом исполнялся автором с оркестром Самарской филармонии.
Появление произведений для альта и саксофона связано с разными факторами в жизни и творчестве композитора. Создание альтовых сочинений рождено под сильным впечатлением игры Юрия Башмета; сыграла определённую роль и дружба с артистом филармонии, альтистом Н.И. Варламовым. В своей Поэме для альта и оркестра автор стремился показать своеобразный и очень выразительный тембр альта, его большие технические и эмоциональные возможности. Поэма написана в форме прелюдий и по своей структуре близка кончерто-гроссо. Прелюдий в Поэме пять, и они разного характера. Первая и последняя построены на одном музыкальном материале: медленные, в духе философски углублённой лирики. Покоряет интонационное богатство мелодизма в партии альта. Пронизывающий мелодию остинатный ритм, придаёт лирической основе будоражащую тревожность. Вторая, третья и четвёртая прелюдии построены по принципу контраста. Вторая – в жанре скерцо – своеобразная юмореска, шутка. Это яркий театральный образ. Третья – медленная лирическая, с тонкими затейливыми оркестровыми красками, словно прозрачный и хрупкий рисунок на стекле (звучит челеста, две флейты и альт). Четвёртая прелюдия – новый контраст: драматически насыщенная музыка – каденция альта соло.
Привлекает В. Шевердина и другой, редко используемый в академической музыке, инструмент – саксофон. Для этого инструмента Вячеслав Викторович написал ряд пьес, две сюиты и концерт. Создавая эти произведения, композитор имел в виду в качестве исполнителя самарского саксофониста Михаила Куликова. Михаил Куликов блестяще играет их в концертах филармонии. Будучи ещё и преподавателем музыкального училища, он часто использует отдельные части сюит в качестве учебного материала. В работе его учеников наиболее часто фигурирует Вторая сюита для саксофона и фортепиано. Пятичастный цикл сюиты в целом решён в лирическом тоне, части чередуются по принципу контраста: медленная лирическая музыка первой, третьей и пятой частей чередуется с виртуозным скерцо во второй и четвёртой. Произведение построено так, что каждая часть является законченным образно-смысловым построением и может исполняться отдельно Особое место в творчестве В. Шевердина занимает музыка для детей: инструментальные пьесы для разных инструментов, адресованные маленьким начинающим музыкантам и детям постарше; большое количество песен – хоровых и сольных. Каждой пьесе или песне присущи живая образная характеристичность, яркая жанровая основа. Одновременно с этим композитор учитывает и педагогические задачи. Песни и инструментальные пьесы Шевердина часто включаются в учебный репертуар детских музыкальных школ, звучат на детских конкурсах и концертах.
5.Моё впечатление о музыке В.Шевердина
Изучая творчество Вячеслава Викторовича Шевердина, я прослушал несколько его пьес, а точнее Юмореска, Душа Отечества, Тропы жизни, Концертное аллегро, Скерцо-элегия, У обелиска. Больше всего мне понравилась пьеса Скерцо-элегия, она мне понравилась тем, что в ней есть контраст и интересный переход из медленного и лирического темпа в быстрый и весёлый темп. В этом произведении есть завлекающая мелодия. Слушая эту мелодию, не знаешь, что будет дальше. Чувствуется что пьеса, написанная, в трёхдольном размере - скерцо обычно пишут в этом размере. Также пьеса, написана в миноре
6.Заключение
Сочинения Шевердина создаются в русле лучших традиций классической музыки. Как правило, основу составляет мелодия – песенная или танцевальная. Даже для самых миниатюрных пьес или песен найдено своё музыкальное настроение, свои интонации, рельефность тематизма. Вместе с тем, автор не пренебрегает интонациями, гармонией и ритмом, характерными для современного музыкального языка. Музыковед Н. Эскина как-то сказала, что Шевердин «редкий в наши дни композитор, у которого всё музыкально, всё красиво звучит».
Творчество композитора всегда отражает его человеческую сущность, душевный строй. Произведения Шевердина оставляют ощущение, что писал их человек очень добрый, любящий людей, жизнь. Творчество Вячеслава Шевердина очень важно для культуры Самары, в том числе и для нас!