Расскажу об одном очень интересном автомобиле. Я его назвал невидимкой. Почему? Он был, но о нем почти не знают, он не воевал, но благодаря ему много сделано для Великой Победы. Речь пойдет об автомобиле ГАЗ-21, но это - не "Волга".
Особое место в 30-х годах занимали думы о выпуске автомобилей повышенной проходимости. Такие автомобили приходилось использовать в самых различных условиях. Они должны были преодолевать грязь, заснеженные и заболоченные участки.
Для этого необходимо, чтобы автомобиль не создавал большого давления на грунт и обеспечивал большую силу тяги. Именно этим требованиям соответствовали появившиеся полугусеничные автомобили, у которых впереди были колеса, а сзади - гусеницы. Однако эти автомобили были слишком громоздки и сложны, и их заменили трехосными с двумя ведущими задними мостами, т.е. автомобилями с колесной формулой 6х4.
В 1937 г. был подготовлен опытный образец трехосного легкового автомобиля ГАЗ-21, который собран на основе уже получившего признание ГАЗ-М-1, о котором мы говорили в предыдущей статье.
На автомобиле применены оригинальная задняя рессорная балансирная подвеска, червячные задние мосты, четырехступенчатая коробка передач, но серийно выпускать его не стали: легковой автомобиль оказался слишком громоздкий (в 1965 под этой моделью вышел совершенно другой автомобиль- ГАЗ-21 "Волга").
Между тем автомобиль прошел государственные испытания и был рекомендован к серийному производству. Кроме того, Красная армия даже готова была принять его на вооружение.
При строительстве в Нижнем Новгороде автозавода преследовались главные цели: обеспечить легковыми и грузовыми автомобилями народное хозяйство страны и ее вооруженные силы.
Автомобили ГАЗ-А и ГАЗ-АА по своим техническим характеристикам в основном отвечали потребностям народного хозяйства, но для армии их проходимость и грузоподъемность оказались недостаточными.
Поэтому сразу начали их адаптировать к эксплуатации в условиях бездорожья.
Естественно, чем больше колес, тем меньше нагрузка на них. Задние спаренные ведущие мосты значительно увеличивали возможности автомобиля, особенно, если на ведущие колеса надеть цепи.
Проблема возникла с шарнирами равных угловых скоростей (ШРУСы). Обычные карданные шарниры не позволяли поворачивать колеса на большой угол.
Теоретически можно было купить патент на один из типов ШРУСов, наладить их производство и получить возможность осваивать схему «4x4», но западные патентообладатели отказывались продавать СССР лицензию, предлагая закупки готовых изделий. С этим мы согласиться не могли, т.к. это повышало стоимость автомобиля и, главное, вызывало зависимость от поставщиков.
Заводские испытания ГАЗ-21 провели осенью 1937 г., а в конце года автомобиль успешно преодолел 10 тысяч километров по России, Украине и Кавказу.
К январю 1938 года конструкция ГАЗ-21 была отлажена и автомобиль тут же принят на вооружение, в т.ч. было принято решение о подготовке к производству и созданию на его базе бронеавтомобилей и гаммы легких трехосных автомобилей с разными агрегатами и кузовами.
В результате испытаний была выяснена очень важная особенность: спаренные колеса или так называемые двухскатные шины даже при большом числе осей не способствуют повышению проходимости.
Сам автомобиль не участвовал в войне, но на его основе было разработано много опытных образцов, над которыми проведено огромное число испытаний, отработаны надежные конструкции агрегатов и узлов, используемые в последующих моделях.
Результатом работы стал ГАЗ-ААА, оказавшийся самым жизнеспособным из всех неполноприводных горьковских автомобилей повышенной проходимости.
Конструктор Грачев придумал оригинальный способ для преодоления препятствий использовать запасные колеса, которые, как и рабочие колеса, крепились на осях чуть выше рамы позади передних колес. Это позволяло в определенных условиях бездорожья принимать на себя часть нагрузки.
Один такой автомобиль как техпомощь принял участие в пробеге по Памиру в 1936 г. с грузом 800 кг. Он был оснащен краном-лебедкой, а на задние колеса устанавливали цепи, наподобие гусеничного движителя.
В 1936 году Грачев представил окончательный вариант автомобиля, пикапа, получившего заводское наименование ГАЗ-21, собранного из агрегатов ГАЗ-М-1: кузовные панели передка по кабину, двигатель, сцепление, передний мост, тормоза, рулевое управление и колеса.
От грузового автомобиля ГАЗ-ААА использовались ведущие мосты на балансирной подвеске, четырехступенчатая коробка передач без демультипликатора, но с оригинальным вторичным валом.
Проходимость была высокой, но в грязи порой автомобиль игнорировал поворот передних колес. Пикап стремился продолжить движение по прямой пока повернутые колеса не упирались в какое-то препятствие, помогающее автомобилю выйти из колеи.
Вывод. В результате огромной длительной работы над автомобилем, получившем модель ГАЗ-21, было разработано несколько жизнеспособных не полноприводных автомобилей повышенной проходимости, на которых героически воевали наши отцы и деды и добили врага в его берлоге.
Борис Пустовалов
Теги
#Автомобили Победы
#Автомобили высокой проходимости
#Трехосные автомобили
#ТРЕХОСНЫЙ Автомобиль ГАЗ-21