В фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» 1977 года есть две милые рольки даже не второго, а, скорее, третьего плана. Дочери социал-дарвиниста Павла Петровича Щербука (его блистательно играет Олег Табаков).
Дочерей своих (нарядившихся в честь праздника в зеленое) этот любитель болтологии незатейливо именует: «Ящерицы зеленые, дуры».
Верочка и Лизочка Щербук замечательно сыграны двумя мхатовскими актрисами: Натальей Назаровой и Ксенией Мининой. И хотя экранного времени им отведено всего ничего, они запоминаются. Их ужимки, соперничество друг с другом и кокетство с уездным доктором в исполнении Никиты Михалкова. Актрисы и режиссер нашли много неожиданных и смешных деталей для раскрытия образа. Помните, как Лизочка как бы невзначай прикрывает лицо сестры лопухом, чтоб не строила доктору глазки?
А за этими забавными ролями стоят, увы, две трагичные человеческие и женские судьбы.
Ксения Минина сыграла Верочку в возрасте 36 лет.
А через двадцать лет она ушла из жизни в одиночестве и глубокой депрессии.
Ксения Минина окончила Школу-студию МХАТ в 1964 году и поступила на службу в МХАТ. Там она играла разноплановые роли, но по преимуществу характерные. Кстати, во МХАте у нее была еще как минимум одна чеховская роль – Бабакина в «Иванове» 1981 года.
Иногда говорят почему-то, что Минина была актрисой второго плана. Однако в спектакле «Старый Новый год», перенесенном позже на экран уже в киноварианте, она сыграла Клаву Себейкину.
А в спектакле «Уходя, оглянись!» она в очередь с Ириной Мирошниченко какое-то время играла главную героиню – Любовь Крохину (хотя в той же постановке исполнила и две второстепенные роли).
Спектакль был поставлен по пьесе Эдуарда Володарского – писателя и сценариста, автора сценариев к таким прославленным фильмам, как «Свой среди чужих, чужой среди своих» Н.Михалкова и «Мой друг Иван Лапшин» А.Германа. Одно время между сценаристом и актрисой развивался роман, но он закончился расставанием. Ксении сопутствовали неудачи в личной жизни – до Эдуарда Володарского она была в длительных и, как говорят, весьма несчастливых отношениях с клоуном Леонидом Енгибаровым; были и другие романы, заканчивавшиеся неудачно. Страшной трагедией для Ксении стала потеря неродившегося ребенка. После этого она впала в депрессию – настоящую, клиническую. Лечилась в психоневрологическом диспансере, потом пыталась заглушить душевную боль алкоголем... Ксении не стало в 1997 году – её «добил» рак.
Коллеге Ксении – талантливой актрисе Наталье Назаровой – в фильме всего 27 лет.
Её не стало 18 марта этого года, и уход ее был не менее печален.
Наталья Назарова окончила Школу-студию МХАТ в 1972 году и тоже сразу была принята в труппу театра. Талантливая, многогранная актриса, она играла достаточно значимые, иногда ведущие роли: Альдонсу в «Дульсинее Тобосской» А.Володина, Веру в «Утиной охоте» А.Вампилова...
Кинематограф тоже любил актрису – в основном, ей доставались роли второго плана, но яркие и запоминающимися. Уже упомянутый «Старый Новый год», «Любимая женщина механика Гаврилова»... Несколько поколений детей помнят её по прекрасным телеспектаклям, поставленным и снятым для передачи «Будильник»: рассказы Чехова («Злой мальчик» и другие), стихи Агнии Барто. В 1984 году она снялась с Юрием Богатыревым в такой же телеэкранизации рассказов М.Зощенко о Лёле и Миньке – их нередко показывали ещё в моё детство, в 90-е:
С Богатыревым Наталью Назарову связывала тесная дружба.
Личная же её жизнь тоже не сложилась, и это, как говорят, очень тяготило актрису. Первый брак закончился разводом. Наталья Назарова жила с мамой. Но самое ужасное событие её жизни произошло в 1989 году: неизвестный мерзавец напал на неё на улице вечером и проломил голову. Из-за повреждения мозга развилось психическое заболевание. Актриса продолжала ходить на работу, но, по словам драматурга Л.Петрушевской, очень любившей Назарову, почти ни с кем там не общалась. Однако в немногих спектаклях, в которых выходила на сцену, вела себя профессионально и достававшиеся ей небольшие роли играла хорошо. В конце концов, однако, Олег Ефремов вынужден был уволить её по инвалидности. После смерти матери актриса доживала жизнь в одиночестве.
Л.Петрушевская писала в воспоминаниях:
Мой – маленький тогда – сын Федя очень любил ее. Он встретил Н.Н. в метро, она шла по вагону и звенела колокольчиком, пришитым к варежке. Федя подошел к ней и стал что-то радостно говорить. Наташа в ответ позвенела колокольчиком и прошла дальше.
***
Две актрисы, две трудные и грустные судьбы... А экран сохранил их для нас в нескольких фильмах вдвоем – молодыми, веселыми, в расцвете таланта. Светлая им память.
--
--
<<Следующий пост | Предыдущий пост>>
Удобный путеводитель по моим постам - здесь .
Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!
Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))