Найти тему
Канцелярское Дело

Будущее уже здесь

Компания DEVAR – первое phygital-издательство в России, специализирующееся на производстве печатной продукции с использованием технологии дополненной реальности. Выбрав по-настоящему новаторское направление, компания также разработала собственную платформу для создания дополненной реальности в браузере (через камеру телефона, без использования приложения). Мы пообщались с Натальей Каменских, директором издательства, и подробно узнали о товарах с дополненной реальностью, их преимуществах и перспективах

Беседовали: Пётр Долгов и Тимофей Волков

Наталья Каменских
Наталья Каменских

– Наталья, расскажите о компании, в чем ее ключевая идея?

– На  данный момент DEVAR – это не  только издательство книг с дополненной реальностью, а в первую очередь технологическая компания, которая занимается разработкой продуктов дополненной реальности и сервисов для их создания. Мы развиваем наш бизнес на мировом уровне и являемся одним из лидеров в сегменте. Издательство же для нас, с одной стороны, это успешный бизнес, с  другой – флагманский проект, позволяющий опробовать и реализовать наши технологии на массовом рынке через наши же книги.

– Давайте для начала немного поговорим об истории становления компании. Когда и как все началось?

– Сам бизнес возник семь лет назад: у населения в массе тогда еще были телефоны попроще и  крайне смутное представление о  дополненной реальности. Но  мы уже тогда верили, что данная технология завоюет мир, и пытались донести это до игроков на рынке. Однако доходчивее оказалось начать печатать книги, организовав собственное издательство, чтобы продемонстрировать рынку, какой вау-эффект производит технология дополненной реальности. И это стало очень успешной стратегий. Собственно, сейчас мы как издательство принципиально отличаемся и тиражами, и номенклатурой продукции, и аудиторией, ведь читатели обычно покупают книги, ориентируясь больше на  свои интересы, а не на издательства, у нас же вся аудитория своя, потому что, если человек хотя бы раз попробовал книгу с дополненной реальностью, он начинает все чаще обращаться к такой литературе.

– Какие книги появились в ассортименте издательства самыми первыми?

– Издательство начинало с раскрасок в дополненной реальности. Это наша запатентованная технология, когда герои оживают в тех цветах, в которые их раскрасил ребенок. Далее были энциклопедии. Что может быть прекраснее, чем показать то, что недоступно в повседневной реальной среде: динозавры, микробы, космос, вымершие цивилизации? Эти энциклопедии до сих пор в топах, им уже по пять–шесть лет, а мы все еще переиздаем их по несколько раз в год, тираж уже давно превысил обычные для такого продукта цифры. С того момента мы успели расширить ассортимент: это и художественная литература с оживающими иллюстрациями, которая может читать себя сама; это и классическая литература, к которой мы относимся очень трепетно и не пытаемся переиграть, как-либо принципиально изменить иллюстрации, но  все же даем современному ребенку возможность узнать историю в привычном именно для него виде.

– В привычном виде? Что вы имеете в виду?

– У  детей сейчас мультиформатное мышление. Видя мультфильм, они предполагают, что уже есть фильм, книга, игра и квест. Попытки объяснить ребенку, что история существует только в виде книги, вызовут недоумение. Наша книга, оставаясь печатным изданием, включает все достоинства мультиформатности: возможность играть, коммуницировать с  любимыми героями, учиться у  них и с ними.

– Расскажите о жизни продукта от идеи до реализации.

– Это совмещение классического книжного издательства и анимационного производства, кодинга, в котором принимают участие гейм-дизайнеры, моделлеры, аниматоры, сценаристы. Пошагово рассказывать не буду, самое важное – это срастить один процесс с другим, чтобы итоговый продукт получился цельным. Это позволяет создавать свои оригинальные форматы: книгу-квест или книгу-тренажер.

– С какими сложностями приходится сталкиваться в процессе выпуска продуктов?

– Помимо типичных для отраслей сложностей, есть и специфические: нельзя просто отпустить книгу в мир, ее надо постоянно обслуживать после продажи. Это и корректная работа AR книги на протяжении многих лет, и поддержка пользователя, и обновление информации, и адаптация к  новым техническим возможностям рынка (например, возможностям телефонов и  скорости интернета). Кстати, про энциклопедии: любая наука движется вперед, информация семилетней давности становится неактуальна. И  мы обновим ее в энциклопедии, даже если книги уже проданы. Да, мы продаем не теряющие актуальность книги, и это можем только мы. И именно необходимость поддержки – сдерживающий фактор, который не позволяет делать качественный AR компаниям, только пришедшим на  наш технологичный рынок. Ведь нет ничего сложного в том, чтобы сделать модели, «приклеить» их к изображению и все это собрать в простеньком приложении. Проблема в другом: если проданная книга потом не будет поддерживаться, дополненная реальность перестанет работать, то  у покупателя возникнет резонный вопрос: а за что я платил деньги? В погоне за быстрой прибылью компания будет портить свою репутацию и репутацию технологии. Нам печально это наблюдать, хотя таких примеров на рынке достаточно. При этом мы прекрасно знаем, как сложно создавать такую инфраструктуру и  поддерживать ее в  рабочем состоянии. И  многим игрокам рынка, наверное, не очень выгодно это делать, если они не специализируются на AR в промышленных масштабах. Поэтому мы, как технологическая компания, готовы предложить свои сервисы другим игрокам. Мы не  боимся конкуренции и  готовы к  сотрудничеству с  производителями, действительно заинтересованными в том, чтобы технология дополненной реальности работала на них и приносила прибыль и лояльность покупателей как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

– Какую книгу издательства вы считаете выдающимся проектом, чем-то уникальным, из ряда вон выходящим?

– Из энциклопедий это «Космос: от пылинки до галактики». Мы сами восхищаемся точностью, реалистичностью и  наглядностью (а это все технологии!) того, что там показано. Впервые вы увидите рождение звезды прямо на своем столе, «потыкаете пальцем» в черную дыру и заглянете в туманность. Книга, кстати, получила награду «Ревизор» в номинации «Инновационные книги» в прошлом году.

-4

– Как вы распространяете продукцию и кому отдаете предпочтение: розничным магазинам или маркетплейсам?

– Как и все классические издательства, мы работаем и с маркетплейсами, и с ретейлерами. Однако в меру технологичности нашего продукта предпочитаем маркетплейсы. Наша аудитория по большей части не испытывает затруднений с покупкой онлайн.

– С представлением продукции с дополненной реальностью на маркетплейсах все более-менее понятно, там можно разместить видео, фото. Если говорить о классической рознице, есть ли какие-то секреты, как подавать в ее условиях подобные товары?

– Все проще. У нас и на маркетплейсах обложка оживает при наведении на  нее камеры телефона, и  на полке в  ретейле. Это способ попробовать товар лицом, так сказать. Хочу отметить, что такое шоу значительно влияет на выбор наших книг, да и товаров наших партнеров. Ведь продукт начинает продавать себя сам. К тому же, мы можем легко оживлять и POS-материалы.

– Каковы вообще отношения вашего издательства с  канцелярской розницей России? Есть ли заинтересованность со стороны предпринимателей, интерес, заказы?

– До сих пор сами мы не выпускали канцелярскую продукцию. Но это ближайший к нам рынок, на котором технология AR покажет гарантированно хорошие результаты. У нас есть в данный момент все возможности для создания дополненной реальности практически для любых наименований, мы активно работаем с  лицензиями и  имеем базу лицензионных персонажей, даже есть уникальные идеи по товарам для творчества: мы, например, знаем, как оживить персонажа, слепленного ребенком из пластилина. Чудеса, да? Но будем ли мы выпускать канцелярку сами или у нас появится крупный партнер, заинтересованный в наших технологиях, покажет время.

Модель стадиона  на карте с дополненной 
реальностью города 
Тула
Модель стадиона на карте с дополненной реальностью города Тула

– Что насчет ценообразования? Насколько дороже ваши, к  примеру, энциклопедии, других – без использования дополненной реальности? Что входит в добавленную стоимость продукции?

— О, это наша любимая тема. Дело в том, что у книг с AR в среднем значительно более высокие тиражи и срок службы продукта. И это позволяет нам держать цены на уровне традиционных книг, несмотря на несравнимо более высокие затраты на производство. Мы прекрасно понимаем, что все на рынке конкурируем за одного покупателя. И у нас это хорошо получается. Наши покупатели становятся лояльными навсегда, и книги мы создаем навсегда, а не на пару лет.

– Вы продаете технологию, получается, сами создаете конкурентов для своего издательства?

– Будучи лидером на  рынке, мы чувствуем ответственность за  технологию, поэтому предлагаем другим игрокам наши сервисы, серверы и поддержку, чем очень упрощаем для них вход на  рынок. Более того, некоторым партнерам даже помогаем внедрить технологию как часть их производственного процесса, потому что хотим, чтобы она работала правильно и не дискредитировала саму себя.

– Как вы развиваете и продвигаете технологию дополненной реальности?

– Мы предлагаем создавать дополненную реальность игрокам любого рынка, потому что это стало трендом. Это просто, это не так дорого, как было раньше, и это доступно. Дополненная реальность дает несравнимое маркетинговое преимущество как самому продукту, так и всему, что его сопровождает. Еще год назад для этого требовалось отдельное приложение, сейчас же просто при помощи камеры смартфона, через браузер, можно оживить условную витрину. Следующим этапом развития технологии станет создание полноценной метавселенной. Кто-то утверждает, что нашим планам суждено исполниться только через 10–20 лет, хотя, на самом деле, осталось ждать всего два–три года. Крупнейшие игроки в  мире уже объявили о своей стратегии в этом направлении.

– Какая она – метавселенная, и что необходимо для ее создания?

– Если мы говорим про AR, то в  первую очередь – популяризация технологии и  средств «погружения». Наиболее перспективным кажется телефон или очки. Но очки пока дороговаты для массового пользователя. Это будет удобно и как пользовательский сервис. Вот представьте: вы заходите в магазин в очках дополненной реальности, у вас появляется список продуктов, вы подходите к полкам и видите реальный товар, а цену на него – при помощи очков с учетом всех скидок, бонусов и прочего, а рядом ваша пометка «брал, не понравилось» или наоборот. А возможности метавселенной, где любой физический продукт станет точкой входа в другой мир, вообще безграничны. Открываете вы книгу про динозавров – и вы уже в мезозое, но с гарантией, что вас там не съедят. Пока звучит как фантастика, да?

– Каков технологический максимум технологии дополненной реальности на сегодняшний день?

– Мы много чего можем. Например, создать пространство. На детском празднике превратить помещение в космический корабль или пещеру пиратов. Все это при помощи нашей запатентованной технологии.

– Мы слышали о MyWebAR. Что это за сервис и какие возможности он предоставляет?

– Это наш онлайн-сервис, который позволяет любому пользователю, даже без навыков программирования, создать дополненную реальность. Очень важно, что сервис полностью работает через браузер, теперь не нужно скачивать приложение, чтобы создать или оживить AR. У нас своя большая библиотека 3D-объектов, которые можно привязать к QR-коду и нанести на упаковку, к примеру, какого-то канцтовара. Также там есть несколько уровней личного кабинета: базовый (для небольшого бизнеса, фрилансеров, дизайнеров или личного пользования, например), профессиональный (для крупных игроков, для сложных проектов). То есть в зависимости от вашей направленности и ваших потребностей вам будут доступны разные инструменты, разное количество активаций и  пр. И  вы всегда можете обратиться к нам за помощью.

– Будете ли вы выставляться на ближайшей выставке РКФ & Kids Russia? Чем похвастаетесь там?

– Будем, безусловно. И покажем что-то, чего вы еще не видели. Так что заходите на наш стенд на Kids Russia, встретимся в дополненной реальности

Дополненная реальность на упаковке молока
Дополненная реальность на упаковке молока