Найти тему

1.1. Корпоративные закупки в 1С:Управление холдингом (3.1.16.11). Настройки подсистемы.

Основные настройки расположены в разделе «Общие справочники и настройки» → «Корпоративные закупки» (см.Рисунок 1).

Рисунок 1. Расположение настроек.
Рисунок 1. Расположение настроек.

Функционал подсистемы "Корпоративные закупки" и общие настройки подсистемы становятся доступными пользователю после активации переключателя "Использовать корпоративные закупки"(см.Рисунок 2).

Рисунок 2. Активация переключателя "Использовать корпоративные закупки".
Рисунок 2. Активация переключателя "Использовать корпоративные закупки".

Рассмотрим назначение и особенности настроек:

  • "Настроить оповещение и напоминания по закупкам" - гиперссылка для перехода к настройке оповещений и напоминаний о событиях подсистемы закупок.
  • "Периодичность закупок" - указывается период детализации годового плана закупок. Доступен выбор предопределённого значения из выпадающего списка, но по факту периодичность можно указать только в рамках месяца.
  • "Валюта учета закупок" - указывается валюта, в которой будут формироваться планы потребностей, планы закупок, закупочные процедуры и отчеты по закупкам. По умолчанию – рубли, но возможно указать любое зарегистрированное значение из справочника "Валюты".
  • "Тип цен для расценки потребности" - указывается тип плановых цен из справочника "Типы цен номенклатуры". Обращаю внимание на то, что если значение оставить не заполненным, то пользователь самостоятельно сможет задавать цены потребностей. Если создать и указать тип цен, то необходимо до формирования потребностей задать плановые цены по указанному типу с помощью документа "Установка цен номенклатуры".
  • "Распределять номенклатуру по товарным категориям" - переключатель, при активации которого добавляется функционал, который позволяет разделить товарный ассортимент по менеджерам, отвечающим за закупку номенклатуры определенной товарной категории и активируется гиперссылка "Матрица полномочий категорийных менеджеров", где возможно указать ответственного менеджера в разрезе товарной категории и организации. Так же, при запуске обработки "Формирование СПЗ", пользователю будут отображаются только те потребности, которые соответствуют категорийной матрице. В карточке номенклатуры так же потребуется указывать товарную категорию. Дополнительно появляется возможность проводить аккредитацию поставщиков в разрезе товарных категорий.
  • "Вести учет номенклатуры по странам" - переключатель влияющий на доступность реквизита "Страна происхождения" в табличной части "Товары" документов "Возврат товаров поставщику", "Заказ поставщику" и "Поступление товаров и услуг".
  • "Не требовать регистрации участников для открытых способов закупок" - переключатель, отключающий обязательность регистрации участников для открытых способов закупок.
  • "Регистрировать номенклатуру поставщика" - переключатель влияющий на доступность реквизита "Номенклатура поставщика" в табличной части "Товары" документов "Версия соглашения коммерческого договора", "Возврат товаров поставщику", "Заказ поставщику", "Поступление товаров и услуг"и "Предложение поставщика".
  • "Использовать дополнительные реквизиты и сведения" - переключатель влияет на доступность табличной части "Дополнительные реквизиты" в справочнике "Характеристики номенклатуры". Активировать возможно, если настройка активирована в целом для программы (Администрирование → Общие настройки → Дополнительные реквизиты и сведения).
  • "Использовать характеристики номенклатуры" - как и указано в системной подсказке, переключатель позволяет свойства номенклатуры учитывать в отдельном справочнике, а именно "Характеристики номенклатуры". При этом, пользователь не работает напрямую со справочником, а указывает характеристику для вида номенклатуры или отдельной номенклатуры. Активировать переключатель возможно, если активирована настройка "Использовать дополнительные реквизиты и сведения", описанная выше. Определиться с использованием этого функционала следует до начала работы с программой. Если включить позже, когда в базе уже будут виды номенклатуры и номенклатура, то у этих элементов не будет возможности на уровне пользователя добавить характеристики, т.е. будет отсутствовать команда "Характеристики" (см. Рисунок 3).
Рисунок 3. Характеристики номенклатуры.
Рисунок 3. Характеристики номенклатуры.
  • "Минимальная доля закупок товаров РФ"- гиперссылка для перехода к указанию минимальной доле закупок товаров в РФ в разрезе ОКПД2. Актуально для организаций, осуществляющих закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ. По команде "Заполнить за год по умолчанию" предусмотрена возможность автоматически заполнить регистр, на основании предопределенных в системе наборов значений для 2021г., 2022г. и 2023 г. Предопределенные значения устанавливаются на основании постановления правительства РФ. При необходимости записи регистра возможно скорректировать после автозаполнения.
  • "Параметра планирования закупок по умолчанию" - гиперссылка для перехода к настройкам способов закупок, используемым по умолчанию при планировании программы закупок и создании лотов. В дальнейшем можно переопределять непосредственно в документах.
  • "Виды операций поступления для вида номенклатуры" - гиперссылка на регистр, где возможно задать соответствие вида номенклатуры и вида операции поступления. Т.е. при выполнении этой настройки, вид операции поступления будет указываться автоматически на основании вида номенклатуры.
  • "Список правил закупки" - команда, позволяющая определить набор параметров закупочной процедуры, используемых для автоматического создания программы закупок. Правило может настраиваться для номенклатуры, товарной категории, ОКПД2 или приоритета. Стоит помнить о том, что данные правила использует обработка "Помощник создания программы закупок" как для создания строк плана, так и для актуализации вследствие изменения плана потребности (см. Рисунок 4).
Рисунок 4. Настройка правил закупочной процедуры.
Рисунок 4. Настройка правил закупочной процедуры.
  • "Положение о закупках организации" - команда, которая позволяет зафиксировать правила закупок для конкретной организации на определенный период.
  • "Срок аккредитации по умолчанию, мес." - указывается срок в месяцах, на который поставщик получает аккредитацию. Не аккредитованных поставщиков нельзя использовать для конкурсных процедур и рассылки информации по конкурсу, где участвуют только аккредитованные поставщики.
  • "Длительность рассмотрения заявки на аккредитацию, дни" - срок в днях, в течении которого необходимо проверить документы поставщика и предоставить заключение об аккредитации. Этот параметр используется в отчете "Состояние аккредитации" для контроля длительности рассмотрения заявок на аккредитацию.
  • "Использовать личный кабинет" - включает функционал личного кабинета, в котором поставщик сможет получать информацию по взаиморасчетам, приглашения к участию в торгах, проходить аккредитацию и квалификацию, отслеживать заказы на поставку товаров при исполнении договора. Это отдельный большой механизм, который планирую описать в последующих статьях, но в текущей конфигурации механизм не запустить без привлечения разработчика, т.к. имеются программные ошибки в предопределенной анкете "Саморегистрация поставщика".
  • "Личный кабинет активирован" - настройка устанавливается автоматически, если активируется вышеописанный переключатель "Использовать личный кабинет". При активации становится доступным для работы справочник "Внешние пользователи". Ведение списка внешних пользователей и настройка входа для таких пользователей осуществляется в подсистеме "Администрирование → Настройки пользователей и прав → Внешние пользователи".
  • "Процент годового объема закупок только у МСП" - позволяет определить контрольные значения годового объема закупок у МСП, задаваемые в процентном отношении. Контроль срабатывает при проведении программы закупок для организаций, ведущих закупки по 223-ФЗ. По факту это совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных с субъектами МСП по результатам торгов. Согласно закону № 223-ФЗ, устанавливается в размере 18%.
  • "Процент годового объема закупок с участием субъектов МСП"- Доля обязательных заказов у субъектов МСП, согласно закону № 223-ФЗ, устанавливается в размере 20%.
  • "Внешние системы" - гиперссылка на механизм настройки обмена с ЭТП. Т.е. с помощью этого механизма настраивается подключение к ЕИС и другим ЭТП.
  • "Коды протоколов закупок ЕИС" - Цитирую системную подсказку, т.к. лучше и не скажешь - "Форма предназначена для сопоставления типов протокола поставщика 1С с  типами протоколов на ЕИС. Сопоставление делается по коду ЕИС. Наименование ЕИС вводится справочно для понимания названия на ЕИС. На ЕИС каждый участник самостоятельно создает наименования типов протокола т.е. нет фиксированного перечня видов протоколов. Подобная архитектура вынуждает использовать для интеграции сопоставление перечня  в системе 1С с перечнем созданным пользователем на ЕИС." Далее эти параметры используются на начальном этапе настройки интеграции с ЕИС техническими специалистами.
  • "Коды закупок в ЕИС" - Регистр хранит соответствия кодов и наименований ЕИС с наименованием способа выбора поставщика в программе. Данные регистра используются на начальном этапе настройки интеграции с ЕИС техническими специалистами.
  • "Категории закупок для исключения из ГОЗ" - не совсем понятно, почему в названии справочника присутствует ГОЗ. По факту справочник предназначен для регистрации исключений при расчете совокупного стоимостного объема договоров по Постановлению правительства 1352 об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Подробнее можно почитать непосредственно в указанном постановлении ил 223-ФЗ.

Вышеописанные настройки являются основными для подсистемы "Корпоративные закупки", но стоит иметь ввиду и настройки, которые расположены непосредственно в карточке организации (Общие справочники и настройки → Организационные единицы)(см.Рисунок 5).

Рисунок 5. Настройки в карточке организации.
Рисунок 5. Настройки в карточке организации.

В этой группе в первую очередь важен признак "Закупка по 223-ФЗ". Если переключатель активирован, то это говорит о том, что организация осуществляет закупочные процедуры согласно закону №223-ФЗ и появляется возможность указать следующие параметры:

  • "Предусмотрена проверка проекта плана закупок" - переключатель активируется, если организация включена в перечень контролируемых согласно постановлению от 16 марта 2018 г. № 441-р (в системной подсказке указано устаревшее постановление). Настройка влияет на доступность команды "Отправить проект плана закупок" в рабочем месте "Обмен данными с ЕИС".
  • Идентификационный код заказчика (ИКО) - представляет собой двадцатизначный цифровой код. ИКО присваивается заказчику Федеральным казначейством по итогам прохождения процедуры регистрации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Этот код используется на начальном этапе настройки интеграции с ЕИС техническими специалистами.
  • "Сумма малых закупок" - максимальная сумма закупки, которая не будет выгружаться на ЕИС. Обычно эта информация определена в положении по закупкам.

Может показаться, что настроек достаточно много, но активация всех настроек необходима в случаях, когда организация работает по закону №223-ФЗ. Если закупки осуществляются коммерческой организацией, не подпадающей под действие закона, то настройки связанные с ЕИС и МСП можно проигнорировать. Отдельной типовой автоматизации под закупки согласно закону №44-ФЗ в конфигурации нет.

В следующей статье перейдём к рассмотрению процесса планирования закупок.