Ни для кого не секрет, что сейчас, в связи с известными политическими событиями, Россия оказалась в состоянии культурной блокады. Причём таких санкций и ударов по культурной сфере страны в новейшей истории ещё ни разу не наносилось. Доходит до того, что в некоторых европейских театрах реально запрещают музыку Чайковского и Шостаковича, отменяют выступления российских деятелей культуры, требуют прекратить исполнения и постановки западных авторов в России. При этом никто не принимает во внимание, что творчество многих русских классиков (к примеру, того же Чехова или Толстого) проникнуто оппозиционностью к властям и неприятием, осуждением, высмеиванием имперского политического курса, и ещё более не учитывается, что (как бы это никого не обижало, не оскорбляло чьи-то чувства) огромная составляющая русской культуры - заимствования и идеи из западной. Лично на мой взгляд русскую культуру, даже несмотря на какие-то различия с культурой стран Европы и США, можно считать частью европейской культуры.
Так вот, вчера я гулял по очень известной, не побоюсь этих слов, образцово-показательной, отделанной и вылизанной московской усадьбе - Царицыно. Она действительно выглядит фантастически масштабно, гигантский дворец больше напоминает замок. Да и с точки зрения архитектуры ансамбль уникален, особенно если учесть время, когда он создавался. Он был построен в 1776-1796 гг. как загородная резиденция Екатерины II (правда, дворец был «достроен» в ходе реставрации при Лужкове) в псевдоготическом стиле. Ещё раз: усадьба была создана в конце XVIII столетия, в век Просвещения, популярности Античности и господства классицизма, в псевдоготических формах. И Царицыно - единственный такой дворцовый комплекс в мире. Однако в своё время усадьба была недостроена (т.к. Екатерина II умерла, а Павлу I это место, что и следовало ожидать, не понравилось), и поэтому почти всю свою историю находилась в запустении. Исторический облик Царицына испорчен, т.к. при реставрации в 2000-е годы дворец было решено «достроить» (всё-таки оказалось, что история имеет сослагательное наклонение).
Потрясающая усадьба, исторический памятник, пусть даже и не совсем аутентичный, прекрасная архитектура - всё замечательно. Но я, как человек, разбирающийся в архитектуре, её стилях и этапах развития, понимаю, что есть одна важная деталь, которую большинство посетителей вряд ли заметят. Скажу прямо, открыто и провокационно - насколько данную архитектуру можно считать русской? Разве подобные шпили, стрельчатые окна и арки, тем более масонские символы повсюду - солнечные лучи и скрещённые мечи в квадратах - являются исконно русскими изобретениями? Псевдоготический стиль тоже? Конечно же, нет. Да и вообще, всё это масонский заговор, Екатерина II - немка, которая по заданию мирового правительства уничтожала всё русское, а все, кто восхищается подобной архитектурой - иноагенты, враги народа и национал-предатели и как этот дворец вообще может до сих пор быть, почему его не снесли. Вся архитектура России, как минимум, после Петра I, а на самом деле - со времён Древней Руси - это подражание и следование произведениям европейской архитектуры, а во многом - откровенное их копирование, что сейчас модно называть плагиатом. Даже самые простые технологии каменного строительства пришли оттуда, из Византии, что уж говорить о сложных декоративных элементах. Я не спорю, что есть образцы исконно русские, почти все они относятся к деревянному зодчеству? Но вот вопрос, насколько они привлекают внимание. Да, у нас есть Кижи, есть специальные музеи, но всё-таки гораздо более известны дворцы и соборы Москвы и Санкт-Петербурга, построенный итальянскими архитекторами Кремль, Петропавловская крепость...
Благодаря тому, что правители прошлого охотно интересовались западными культурными тенденциями, теперь у нас есть такие восхитительные памятники. А представьте, если бы Россия находилась в полной изоляции. Как тогда бы развивалась культура? Нет, скорее надо по-другому сформулировать: развивалась бы она вообще? А ведь согласно истории такой период был после монголо-татарского нашествия, в XIII- нач. XIV в., когда многие технологии оказались утеряны. Какими же достижениями культуры может похвастаться Русь этого периода? Я что-то не припомню. Поэтому изоляция вредна и опасна для России, как и для любой страны, всё величие закрытых государств относительно и иллюзорно, а на выходе оно всё равно приводит к застою, развалу и упадку. Что же делать дальше? Лучинами запасаться?
Подписывайтесь и ставьте лайки!
#русская архитектура #культура россии #россия и европа #кризис в россии #закрытие границ #готика #история #история россии #царицыно #парк царицыно