Многие зрители считают этого персонажа отвратительным. А может, они просто недооценивают его?
Здравствуйте, уважаемые читатели! Вспомним сегодня великолепный фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» и поговорим об одном из тамошних героев.
Думается, «Жестокий романс» — тот редкий случай, когда экранизация потеснила собой первоисточник. Благодаря тому, что Рязанов добавил в сюжет сцены, раскрывающие предысторию и дополняющие финал, характеры героев стали ярче и интереснее для зрителя.
В том числе стал ярче и характер Карандышева. Вообще, его киношный образ отличается от книжного. В пьесе указано, что Карандышев — «молодой человек», а на момент съёмок картины Андрею Мягкову было уже 46. Но не только в возрасте дело.
Обычно о Карандышеве пишут, что он «непомерно амбициозен, завистлив и обладает нездоровым чувством собственного достоинства». Также встречалось мнение, что Карандышев лишь делает вид, что презирает среду, где вращается Паратов и Ко, а сам хочет в неё попасть. И что это — «маленький», заурядный человек, который не способен понять ни «возвышенности» Ларисы Дмитриевны, ни размаха Паратова.
Мне же думается, что оценивая этого персонажа, зрители забывают: несколько лет он находился в постоянном нервном напряжении.
Да, наверное, ему стоило оставить мечты о Ларисе, но с другой стороны, из всех окружающих её мужчин только он готов предложить ей руку и сердце. Кнуров, к примеру, охотно рассуждает, что Лариса «создана для блеска», но что-то не торопится предложить ей этот блеск. Я не говорю уже, что Кнуров женат и соответственно законный брак героине предложить не может.
Отношение Карандышева к Ларисе хорошо показано в сцене, где Паратов стреляет в часы, которые Лариса держит в руке. В пьесе Карандышев не присутствует при этом, Лариса только рассказывает ему о произошедшем.
Паратов целится, друзья Ларисы смотрят на это, улыбаясь и веселясь, и только Карандышев бросается сначала к Ларисе, потом к Паратову, прося остановиться.
Можно, конечно, сказать: Паратов знал, что делает. Но сколько было случаев, когда желание показать удаль заканчивалось трагедией. Опять же, Карандышеву не удалось остановить Паратова, но лишь его желание не подвергать Ларису опасности вызвало моё уважение к этому персонажу. Ему единственному из присутствующих она была дороже всякого эффекта.
Да, в своей неприязни к Паратову и друзьям Ларисы Карандышев смешон и нелеп, от стресса он ведёт себя иногда глупо. Но неприязнь его не беспочвенна: они ведь презирают его. Причём, презирают за что? За финансовое положение. Про финансовое положение: если Кнуров и Вожеватов хотя бы достойно ведут дела (хотя, учитывая их купеческое происхождение, понятно, что некий финансовый трамплин для начала «бизнеса» они оба имели), то Паратов — мот, фактически погубивший собственное имение.
В споре про бурлаков (здесь, конечно, Карандышев показал «отсутствие толерантности» к другим сословиям, но кто из нас не бывает ограничен иногда в суждениях?) Паратов вступается за них лишь для спора. Он уже не судовладелец, где он и где бурлаки?
Я искренне не понимаю зрителей, говорящих про какой-то размах и величие Паратова.
Таких «Паратовых» на Руси-Матушке можно встретить каждый вечер возле каждого круглосуточного магазина. И даже иногда с цыганами.
Что в нём великого? Умение заезжать на коне на пристань, поднимать экипаж, портить часы да тратить деньги на всякий вздор. Нет, я понимаю, что пленило в нём Ларису Дмитриевну, но зрители-то вроде взрослые современные люди в большинстве своём.
Когда Лариса говорит Карандышеву, мол, все себя любят, обвиняя его в нежелании уехать в деревню до свадьбы, её упрёк выглядит смешно. Почему Карандышев должен отвечать за жестокое поведение по отношению к ней других?
И обратите внимание, как Карандышев говорит Ларисе об игре на неё «в орлянку» Кнурова с Вожеватовым. Для него это отвратительно. Он не видит в ней вещь. В отличие от её друга детства Васи Вожеватова.
И пистолет-то он взял не для её убийства, а чтобы отомстить, в том числе и за неё. Просто и он, и она находились, как сейчас говорят, в состоянии аффекта. Что и привело к столь печальному финалу.
Не оправдываю убийство, понятно, что такой финал был создан Островским для пущего «драматизму».
Уважаемые читатели, благодарю вас за внимание!