Найти тему
Канал «О!»

"Давай быстрее!" Почему нельзя подгонять детей?

99% (ну хорошо, 95%) родителей говорят эти фразы раз по пять в день: "Скорее! Хватит копаться! Опаздываем! Сколько можно тормозить!". Каких плохих последствий стоит ждать - и как их избежать?

cotton bro/pexels
cotton bro/pexels

Нет, он не издевается!

"Притормаживающий" ребенок не делает этого специально, хотя иногда нам именно так и кажется. Мы предупредили о времени выхода из дома, напомнили за 10 минут, за пять... А ничего не происходит. Или, скажем, первоклассник делает уроки - и как нарочно еле-еле водит ручкой по тетради, хотя точно умеет делать это быстрее! Может, это он из вредности?

Но у любого ребенка (да и у любого взрослого человека) есть свой внутренний темп, и далеко не все рождаются энергичными торопыжками. Кроме того, мозг дошкольников и младших школьников занят постоянной обработкой информации, поступающей извне, сканирует и "переваривает" ощущения, в том числе и визуальные, и звуковые.

А если торопить?

Что происходит, когда вы покрикиваете, торопите, подгоняете? Некоторые дети "замирают", замедляются еще больше, потому что защищаются таким образом от вторжения в их внутренний мир. Некоторые - вредничают и стараются делать все наоборот, протестуют, устраивают истерики - и таким образом переключают внимание родителей на свое поведение. Иногда дети всерьез расстраиваются из-за того, что не могут соответствовать ожиданиям родителей, не успевают - и тогда могут развиваться психосоматические реакции: болит голова, живот, тошнит, нарушается сон.

А что будет, если все время требовать от ребенка ускориться и "соображать быстрее", не обращая внимания на его природные особенности? Тогда он просто не сможет научиться определять свои собственные ощущения и желания, не будет доверять себе, будет постоянно подстраиваться под других, будет сомневаться, что с ним происходит - он замерз? Ему грустно? Ему страшно? Он голодный?

Что делать?

  • Признать, что у ребенка и правда может быть другой темперамент, другой ритм, который отличается от вашего, привычного. А может и ваш ритм на самом деле гораздо медленнее, просто вы привыкли бежать и спешить, чтобы не задумываться о том, что на самом деле происходит у вас внутри? Подумайте!
  • Создать обстановку, которая не отвлекает. Уроки делаем в тишине, кота прогоняем из комнаты, на пустом столе лежит только тетрадь. Во время приготовления домашки можно пить воду и перекусывать - это стимулирует мозговую деятельность. Чтобы начать собираться куда-то - выходим из комнаты, полной игрушек.
  • Задействовать все каналы восприятия, чтобы обратить на себя внимания. Скоро выходить из дома? Подойдите к ребенку, сядьте перед ним на корточки так, чтобы ваши глаза были на одном уровне, погладьте по плечу, громко назовите имя, скажите "Ваня, помнишь, нам скоро выходить, пора собираться". Если у него в руках в это время игрушка или телефон - мягко заберите это.
  • Использовать игры: если нужно куда-то быстро дойти, идите наперегонки, или прыжками, или дистанциями "до того забора идем огромными шагами".
  • Разрешать ребенку находиться в своем мире, темпе и пространстве, когда это возможно, не отвлекать его, не пытаться заполнить все его свободное время полезными занятиями и развитием. Например, можно устроить дома уютный уголок спокойствия - многим это очень нравится!

Больше статей про поведение и воспитание детей читайте на сайте детского канала "О!" www.kanal-o.ru.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить самое интересное про воспитание, а также советы и лайфхаки для увлеченных родителей.

Мы в Telegram

Мы в ВК

#первый познавательный статьи