Вообще-то Ольга живёт с престарелой матерью в её частном доме, баюкает её старческие причуды, а квартиру уступила сыну, он молодой, у него должна быть своя личная жизнь. Она понимает то, что в своё время не захотела понять её мать, лишив дочку так необходимой каждой женщине личной жизни. А тут – преддверие праздника, подумала про себя: «Схожу-ка я к себе на квартиру, сын всё равно на работе, а я приберусь у него, да и попутно своё бельё в машинке-автомате постираю…»
Так и сделала.
Едва переступив порог, отметила про себя: «Не нуждается сынок в моей помощи, вон как у него все вылизано, не у каждой женщины такой порядок. Моё воспитание…»
Забросив бельё в машинку, она поставила на плиту чайник. Не успел он ещё и закипеть, как раздался звонок, и Ольга поспешила распахнуть дверь. На площадке стояла соседка из квартиры напротив, в руках она держала тарелку с помидорами. Ольга хорошо знала эту давнюю уловку, если надо поговорить, бери что-нибудь и стучи к Лидии в дверь, всегда найдешь в её лице заинтересованного собеседника и получишь дельный совет. Лидия, перешагнувшая недавно седьмой десяток, была мудра и немногословна, но, прожив трудную жизнь, сумела сохранить в своём сердце оптимизм, молодость и большую душевную щедрость, не такую уж и частую в наше время. Едва увидев Ольгу, она широко улыбнулась:
- Слышу, кто-то вашу дверь не вовремя открывает. Решила проверить, мало ли что, теперь часто озоруют, а я тут днями на площадке одна, сторожу вместо собаки, а заодно вот для отвода глаз помидорчики прихватила, уж очень вкусная нынче засолочка получилась… Может, испробуем? Пустишь?
- Когда я тебя не пускала? – засмеялась Ольга. – Проходи, проходи, у меня уже и чайник готов…
- Какие изменения в личной жизни имеются? – спросила Лидия.- Докладывай!
- Не смеши. Какие могут быть изменения? Дом, работа, работа, дом. На работе начальство грызет, свалило на меня все отчёты…
- И всё? Не верю! Не верю! Не верю! Ты же такая красавица! По глазам вижу, есть кавалер! Колись, давай!
- Да есть-есть кавалер. Как мы с тобой в прошлый раз тост за любовь подняли, так кавалеры и повалили, вчера один даже на свидание приглашал…
- А ты? Ходила? Ну и как он тебе?
- Не ходила ещё, но пообещала. Если не уеду в командировку. Да ты проходи, чего в дверях стоять, ставь на стол свои помидоры. Только кажется что-то мне, что помидоры и чай, как-то не вяжутся. Ты не находишь? Может бутылочку? Лёгонького?
- А, давай! Сейчас мы тебе ещё любви наколдуем!
- Сиди уж, колдунья, что себе-то не наколдовала? Вон, какая моложавая, кто тебе твои годы даст? А тоже одна, сколько тебя помню, всё одна…
- Я – другое дело. У меня такая судьба. Родилась я в Чечне, воспитание получила строгое, но уехала от родителей рано, учиться уехала, совсем девочкой, а по распределению занесло меня в Воркуту. Ты хоть представляешь, что это такое? Вор-ку-та! У нас ведь как дома было? Палку воткни, и дерево вырастет, а там? Какое там дерево, хоть задницей сядь на него, всё равно не отогреешь. И люди там такие же, суровые. Замуж я вышла рано, человека хорошенько не разглядела. Я всё время работе отдавала, хотела как-то проявить себя, а он, глупец, даже к работе меня ревновал… Вот я и не выдержала, потому что гордая. Я достаточно уважаю себя, чтобы не жить с человеком, который меня уважать не хочет.
- И что? Сын ведь у вас уже был?
- Из-за сына и разошлась, не хотела, чтобы он рос в этих скандалах, когда отец постоянно мать унижает… Да и замечать я постепенно стала, что муж во мне, как женщине, больше не нуждается… Вот и разошлась. А думаешь, легко мне было сына одной поднимать? Нахлебалась досыта. Зарплата была маленькая, чтобы сын ни в чем не нуждался, устроилась на подработку, по дому все мужские дела научилась сама делать…
- Грустно, Лида… Ну, вот какой после этого тост за любовь?
- Да ты что, не слушай меня! Есть любовь! Во всяком случае, к ней надо постоянно стремиться. Будешь стремиться, и она тебе обязательно встретится. Слушай… Меня как-то раз соседка к себе в гости пригласила, осмотрелась я, заметила, что все, вроде, парами, а мужчина рядом со мной – одинокий. Стал он мне знаки внимания оказывать, проводил до дома, попросил разрешения в гости приходить.
- А ты? Наверное, после мужа еще никому не доверяла, боялась опять ошибиться?
- Боялась, конечно, только ведь я живая, и молодая, к тому же, была, сама понимаешь, каково без мужика. Стал он по вечерам ходить ко мне, по дому помогал, в выходные мы с ним гуляли, в парк, в кино ходили. Сначала я от сына скрывала, что у нас всё серьезно, только ведь шила в мешке не утаишь. И вот сынок однажды говорит мне: «Мама, пусть дядя Игорь живёт с нами. Он хороший…» Вот так Игорь и остался в моей судьбе на десять лет. Уж такая у нас сначала была любовь! Я к тому времени только и созрела, во мне женщина проснулась, то, чего с первым мужем не было. Дочку я ему родила… Шесть лет жили душа в душу. Что потом сломалось, до сих пор понять не могу. Только однажды мне соседка в окошко постучала и прокричала:
- Там у магазина твой Игорь пьяный валяется. Не поверила я, потому что не привыкла прислушиваться к тому, чего не видят мои глаза. Оделась и побежала. Да лучше бы мне этот позор и не видеть. С этого дня и покатилось мое счастье под горочку. Постепенно что-то в нём начало меняться, стал мой Игорь всё чаще и чаще выпивать, я ругаться стала, а он, будто назло, пил ещё больше. Пьяный становился злым и жестоким, бил посуду и крушил мебель, выгонял нас из дома, порой я едва успевала ухватить детей и убежать. Ночевали у меня на работе. Заказывала я детям никому не рассказывать о том, что в нашей семье происходит, четыре года скрывали, никто ничего не знал, но дети подросли и первые не захотели это терпеть. Подала я на развод. Игорь не поверил, испугался, клялся и божился, что завяжет с пьянкой, но веры ему уже не было. Ушёл он, и стало опять в моем доме тихо и уютно, постепенно жизнь вошла в свою колею.
- Так и живёшь с тех пор одна? Вот тебе и любовь, вот тебе и проснувшаяся женщина…
- В том-то и беда, что измучилась я с ним, а первые-то счастливые годики всё равно помнила. Хотело сердце любви, очень хотело. Я верила: всё, что происходит в нашей жизни, к лучшему. Тебе вот кажется, что история с Игорем загнала меня в тупик. Кажется же, признавайся? А вот и нет. Просто жизнь сделала крутой поворот, чтобы я смогла начать новую жизнь. Ведь если бы не случилось всё так с Игорем, я не встретила бы Николая. А я встретила и испила до дна ещё одну полную чашу любовного напитка. Ой, Оля, как сладок был этот напиток, пила бы и пила его. Вот уж пришло время о душе подумать, а я всё чаще по ночам эту любовь вспоминаю.
Однажды мы с коллегами отмечали в ресторане какой-то праздник, и там я познакомилась с мужчиной. У него были такие грустные глаза… Эти-то глаза меня и зацепили… У самой вместо души была ещё ледышка, а его захотелось отогреть. Это уж потом я узнала, что он – вдовец, два года назад потерял жену. Вскоре стали мы жить вместе. К детям он хорошо относился, старался, всё для них, всё для них, в прошлой жизни у них с женой детей не было… Ты только представь, Оля, что творилось с ним, когда я сказала ему, что беременна! Он носил меня на руках, осыпал подарками, окружил таким вниманием, что я себя королевой возомнила. Родился у нас сынок Боря. Отец души в нём не чаял, сам водил в садик и забирал из садика, сам отвозил в разные кружки. Потом Боря пошёл в школу, старшие ребята опекали и оберегали его. Такая у нас счастливая сложилась семья, что я нарадоваться не могла. По себе чувствовала, что цвету и хорошею день ото дня. Только всё оборвалось в один миг… Николай возвращался с работы и уже подходил к дому, как из-за поворота выскочила машина… Сказали, что смерть его была мгновенной… Это жена его забрала, видимо, не могла оттуда на наше счастье смотреть, или же я, грешная, не заслужила перед Господом такого счастья. Кончилась моя сказка. Началась проза жизни, работа на износ, безденежье, холодная постель по ночам. А тут как раз подоспело расселение северов, набралась я смелости и взяла сертификат. Дочка на севере осталась, а я с сыновьями поселилась здесь, в Кирове, твоей соседкой стала.
- Спасибо тебе, Лида, за такое соседство. С кем бы я ещё за любовь рюмку подняла? Только после твоего рассказа что-то моя рюмка не поднимается…
- А это ты зря… У меня ещё дети, внуки, я им тоже любви желаю. Без любви нельзя. Я понимаю, что в моей жизни уже что-либо изменить невозможно, хотя кто его знает… Я терпеливая. И мудрая. Если встретится на пути дедок, защемит в груди, как в молодости, возьму к себе доживать. Ведь две головешки и в поле горят. А ты до сих пор одна. Правильно ли это? Сколько можно терпеть? Порой важнее смелость, чем терпение. Вот пойдешь на свидание-то и вспомни меня, обязательно вспомни, да не то, что плохое в моей судьбе было, а то, что хорошее. Ведь одна капелька любви она черноту целой ночи может расцветить. Верь мне!