Рассказывает Александр Быченко, директор АНО «Музей городской жизни»:
«...Я не могу сказать, что нежно люблю советское прошлое. Думаю, мы помним его как фантомную боль. Кёнигсберга нет, и уже никогда не будет. Точно так же больше нет и советского Калининграда. Того города, в котором я родился и вырос, уже не существует. Теперь город совсем другой. И я решил, что остатки уходящего Калининграда нужно сохранить.
Надо сказать, что Калининград уходит значительно быстрее, чем Кёнигсберг. Ведь прекрасного в нём было значительно меньше, и в основном это воспоминания об уходящей повседневности.
Поэтому мы решили, что новый музей будет не про вещи, а про людей, о том, как они жили. Сейчас я бы с большим удовольствием расспросил кого-нибудь из жителей Кёнигсберга о том, как они жили, но такой возможности уже нет. И первые калининградцы, переселенцы и моряки, тоже уходят на глазах.
Мы решили, что новый музей будет коммунальной квартирой.
Калининград — морской город. В моём детстве это было так: постоянно приходили и уходили корабли, и у большинства ребят родственниками были моряки. У ребят моего возраста в 80-е и даже в 90-е не стоял вопрос о том, куда пойти учиться: конечно же в Мореходку.
Сейчас этого в городе уже нет, всё закончилось. Порт, конечно, есть, но это всё уже совсем другое. А тот Калининград был морской. Значит, и в нашей квартире должен жить моряк. А кто самые легендарные моряки?Китобои.
Поэтому в нашей квартире живёт китобой. У него есть семья и сосед - тоже с интересной историей.
В Доме китобоя собраны настоящие предметы калининградцев. Через вещи мы расскажем историю самого города...»
(с) по материалам интервью для «Библиотеки наследия»