Найти тему

«Господи... помилуууй!», или сила слова на Афоне

Те, кто часто бывает на Афоне, знают, что узкие афонские дороги бывают очень опасными – с глубокими пропастями по краям, а падения автомобилей на Святой горе – явление, к сожалению, нередкое. В том же, 2014 году, на Афоне сорвался в пропасть и погиб монах Афанасий из монастыря Хиландар. Четвертого сентября брат Афанасий, выехав их Хиландара, спешил на помощь пострадавшим в аварии пожарным, машина с которыми из-за оползня много раз перевернувшись оказалась на дне обрыва. Двое пожарных получили серьезные травмы и были эвакуированы с Афона на военном вертолете в Салоники в крайне тяжелом состоянии.

«Господи... помилуууй!», или сила слова на Афоне

Хочу поделиться случаем, который произошел со мной на Афоне в первые дни моего пребывания на Святой горе. 21 марта 2014 года, примерно через пару-тройку недель после моего прибытия в один из афонских монастырей, я получил от своего наставника послушание – съездить на пикапе (джип на полном приводе с открытом кузовом) из Кареи (административная столица Афона) на пристань Дафни за грузом и обратно.

Афонская дорога из Кариеса (Кареи) в Дафни
Афонская дорога из Кариеса (Кареи) в Дафни

Кто когда-нибудь ездил по этому маршруту, может знать, что ближе к Дафни, рядом с монастырем Ксиропотам, который отмечает свой главный престольный праздник Сорока мучеников Севастийских с 21 на 22 марта, есть несколько крутых, как по изгибу, так и по наклону, поворотов. В свойственной для себя в то время манере вождения, мягко скажем, несколько лихой, я достаточно размашисто, не прижавшись к правому к краю дороги, вошел на спуске в один из таких поворотов...

И вдруг… Мне пришлось резко дать по тормозам, так как в этот момент я с ужасом увидел идущую на меня снизу огромную по завязку груженую фуру, которая практически посередине дороги еле-еле поднималась на первой передаче мне навстречу… Водитель этой фуры, с ужасом видя, что он вписывается в заднюю часть моего пикапа, стал яростно жестикулировать, чтобы я как можно быстрее съехал «вниз» чтобы ему не останавливаться, так как, если бы он затормозил, шансов тронуться после этого у него практически не было. Усугубляло ситуацию и то, что позади фуры ехал сорокаместный битком набитый автобус с монахами, рабочими и паломниками. В тот миг я запомнил глаза водителя грузовика, которые готовы были выскочить из орбит. Он отчаянно сигналил мне, чтобы я проехал вперед к обрыву, так как вырулить по прямой у меня шансов не было – слишком узкий на повороте участок дороги. Для принятия решения было всего несколько секунд, потому что фура была от меня метрах в десяти.

Буквально в считанные мгновения я понял, что если буду стоять, грузовик, скорее всего, остановится, чтобы избежать ДТП, а за ним остановится и тяжелый автобус. Второй вариант – мне надо было максимально близко прижаться к обрыву, чтобы грузовик смог проехать мимо меня… Все это промелькнуло в моей голове в какие-то мгновения. Моментально я включил первую передачу и заехал больше половины правого колеса на край стометровой пропасти, нажав на педаль тормоза и одновременно поставив машину на ручной тормоз. Фура проехала от задней части кузова моей машины буквально в 20-ти сантиметрах…

Водитель пассажирского автобуса, видя экстренную ситуацию, притормозил и дал мне возможность сдать назад. Поблагодарив его в ответ, я на ручнике включил задний мост и попробовал сдвинуть пикап назад. Машина стала буксовать, так как полностью работало только одно левое переднее колесо, второй мост не включался, у правого переднего колеса сцепление с дорожным полотном было затруднено потому что оно наполовину зависло над пропастью. Я стал снова и снова переводить рычаг раздаточной коробки подключения второго моста из нейтрального положения в рабочее, и так несколько раз… Ситуация не менялась – второй (задний) мост просто наотрез «отказался» включаться. Тут у меня в голове за 5-10-20-30 секунд пробежало несколько мыслей…

Во-первых, то, что я конкретно «влип» в серьезную ситуацию, и вытянуть машину без троса и лебедки только руками людей было невозможно, так как толкать машину надо было снизу-вверх, да и еще со стороны зияющей пропасти, на что согласился бы далеко не каждый… Во-вторых, надо было вызывать машину помощи с лебедкой или тросом, и мысль о том, насколько это было хлопотно и затратно, а также требовало по меньшей мере несколько часов, – казалась мне просто ужасной... В-третьих, в порту Дафни, куда я ехал, меня ждали паломники и рабочие, которых вместе с грузом я должен был везти обратно в столицу Афона – Карею. Ну а в-четвертых, я только на секунду представил, что мне за это все будет, так как кроме проблем, которые могли возникнуть, была еще одна… Это была моя первая самостоятельная поездка на монастырской машине, и если я не справлюсь, то мне никогда уже не разрешат ездить по Афону за рулем, несмотря на то, что я отлично умею водить и чувствую себя с машиной одним целым.

После того, когда все эти мысли промелькнули у меня в голове, я подумал: «Господи, ну почему же все так…?» Моментально я прочувствовал весь ужас своего положения, и в этой стрессовой ситуации в несколько секунд вся моя одежда стала мокрой от пота.

Второй мост по-прежнему не включался… Водитель автобуса с ужасом смотрел на мою пробуксовывавшую машину и не понимал, в чем дело – ни он, ни пассажиры ничем помочь не могли… Тогда я вдруг бессознательно, на эмоциональном уровне, со слезами на глазах прошептал, от всей души, с вниманием молитву: «Господи... помилуууй!», снова включил передачу в положение «два моста», и, о чудо!, машина, как пушинка, рванула назад, в противоположную от обрыва сторону…

Потом я ехал и всю дорогу думал, почему же это все со мной произошло? И понял… В эйфории, когда я первый раз получил машину в самостоятельную поездку и словно «летел» по Афону, наслаждаясь прекрасным весенним солнечным днем и святогорскими красотами, я ни разу не помолился и не вспомнил о Боге и Пресвятой Богородице. Наверное, именно поэтому я «встретился» с фурой рядом с монастырем Ксиропотам, где вечером того дня, с 21 на 22 марта, совершалось всенощное бдение главного престольного праздника (в Греции такой праздник называется панигиром, греч. Πανήγυρις – ред.) в честь Сорока мучеников Севастийских, именно в тот момент и в то время, когда эта ситуация могла обернуться для меня большими неприятностями. После этого случая я стал ездить по Афону совсем по-другому…

Святые мученики Севастийские, молите Бога нас!

Иеромонах Венедикт (Мочалов)

P.S. Друзья, если вы хотите видеть материалы моего блога, то в левой стороне надо поставить лайк, а по-другому – палец вверх. Также вы можете подписаться на мой блоги в Яндекс Дзен​ «зАписки странника»​ и​ «Церковь и Мир», оставлять комментарии и поделиться этой статьей в соцсетях

Telegram | Яндекс Дзен | VK | OK