Народные художественные промыслы называют, как правило, по месту их рождения (хохломская роспись, вологодские кружева, жостовские подносы). Так родился и наш Оренбургский пуховый платок. Оренбургский пуховый платок является одним из тех изделий народного промысла, которые считаются исконно русскими и ценятся далеко за пределами нашей страны. Традиции пуховязания в России и, в частности, вязания пуховых платков в Оренбургском крае исследовались еще в начале XIX века в краеведческих исследованиях П.И. Рычкова, позже – в работах С.А. Давыдовой.
При всей известности оренбургского пуховязального промысла книг о нем издано немного. Основным изданием можно назвать книгу Г. Зеленского и С. Мишарева «Оренбургская пуховая коза», которое вышло в 1949 г. Книга косвенно касается вопросов пуховязания, но освещает вопросы особенностей пуха оренбургской козы.
В 1976 г. издана книга «Оренбургский платок» Ивана Уханова. Книга дает общее представление о том, чем жил оренбургский промысел на момент ее написания В 1985 году вышла книга Струздюмова Н.Т. об оренбургском платке, пуховязальных местах и их обитателях в виде очерков и рассказов.
Одной из первых к вопросам художественной системы оренбургского пуховязания обратилась Л. И. Беслеева. Автор впервые рассматривает природу орнамента, приводит названия местных узоров. Изучение художественных особенностей пуховязания продолжается в работах оренбургского искусствоведа И. В. Бушухиной и уральской исследовательницы А. А. Васильченко.
Несомненной ценностью обладает книга-альбом «Оренбургский пуховый платок» Ирины Бушухиной 2005 года. В 2007, 2009 годах вышли двухтомники книг с таким же названием. В первом томе рассказывается об истории промысла, приводятся фотографии платков из коллекции Оренбургского областного музея изобразительных искусств. Во втором томе представлена информация об оренбургском платке, повествуется об особенностях технологии их изготовления.
В 2010 году вышла книга с подробным описанием техники вязания оренбургских платков за авторством самой известной оренбургской мастерицы второй половины XX и начала XXI века «Так вяжут платки в Оренбурге» Ольги Федоровой. Переиздание книги было в 2013 году. В книге «Оренбургский пуховый платок. Приемы, техники и схемы узоров. Национальное достояние» потомственная вязальщица Оренбурга Людмила Николаевна Галузина рассказывает об этапах предварительной подготовки пуха, его ручном прядении и вязании спицами из пряжи паутинок, палантинов и косынок.
Из современных авторов можно выделить М.М. Яньшину, которая опытным путем развивает художественные традиции пуховязания и использования оренбургских платков в современных моделях.
Центром изучения оренбургского пухового платка заслуженно считается Оренбургский музей изобразительных искусств. В мае 2012 года в одном из его выставочных залов открылась галерея «Оренбургский пуховый платок», где представлена вся история пуховязального промысла. Сейчас в музейном собрании 300 предметов, самый старый — конца XIX — начала ХХ столетия.
В Русском музее есть уникальная коллекция платков, в которой представлены редкие образцы творчества О.А.Федоровой.
Каковы же истоки возникновения народного промысла оренбургского пухового платка? Исследователи считают, что промысел этот зародился более двухсот лет назад.
Одно из преданий гласит: прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкой одежде в суровые морозы калмыкских и казахских джигитов, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет оказался прост: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, сшитые из козьего пуха. Платки были сшиты без каких-либо узоров, выполняя лишь простую функцию: сохранить тепло своему хозяину. Такой подход к вязанию пуховых платков изменился, когда за дело взялись русские казачки, начавшие наносить узоры на пуховые изделия. Такое новшество становилось все более распространенным, и оренбургские пуховые платки становились известными уже и за пределами региона.
По воинскому долгу казакам часто приходилось уходить в походы оставлять заботы по хозяйства своим женам. Женщинам и старикам было не под силу заниматься пахотными работами, да и казачьи поселения к востоку от Оренбурга находились на скудных и порой не возможных для земледелия землях. И у женщин было достаточно времени для занятия рукоделием. Именно здесь на восточных землях, в поселениях и станицах, расположенных между Губерлинскими горами, и возникло оренбургское пуховязание. Женщины, умеющие вязать из шерсти, нашли здесь сырье для нового рукоделия – уникальный оренбургский пух местной породы коз. Особенность этого пуха позволила спрясть из него тончайшую нить и связать необычный платок – полупрозрачный, воздушный с ажурными узорами, словно паутинка, прилетевшая из бабьего лета. Так платок в Оренбургском крае стал называться «паутинкой». Овечья шерсть, лен, конопля никогда не обладали такой податливостью и нежностью при обработке, как козий пух.
В те времена из года в год численность женского населения превышала мужское, и большая часть вязальщиц были казачьими вдовами в возрасте 30-35 лет.
Женщины для обеспечения себя и своих детей, чтобы не допустить нищеты, брали в руки спицы, пух и вязали пуховые платки для продажи. Из поколения в поколения женщины накапливали опыт пуховязания, осваивали новые способы прядения и вязания оренбургского пухового платка. В результате сложилась технология и приемы вязания, которые и составили основу оренбургского пухового промысла. Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях по берегам Урала и Сакмары, главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки.
Настоящая слава к оренбургскому пуховому платку пришла в XIX веке.
В 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне оренбургские пуховые платки впервые были представлены европейской публике. В Лондоне состоялось первое знакомство европейцев с Оренбургскими пуховыми изделиями. Платки были удостоены внимания и отмечены наградами.
В начале 19 века французы – законодатели моды, объявили пуховую шаль модным аксессуаром, дополнением для наряда. В 1857 году на Парижской международной выставке всех восхитили Оренбургские пуховые платки.
В 1858 году Большой серебряной медалью поощрили оренбургских мастериц за платки на выставке в Брюсселе. Здесь произошел один любопытный случай, подтверждающий высокий статус оренбургского платка. Советская делегация долго выбирала подарок для королевы Бельгии. Хотелось подарить что-то особенно близкое женскому сердцу. Наконец остановились на пуховом платке - и не ошиблись. Королевской особе подарок очень понравился. Ажурная, белая, как пена, оренбургская шаль была принята королевой с искренней благодарностью и со словами восхищения мастерством советских женщин.
Оренбургские платки были настолько хороши, что привлекали внимание императорской семьи. В 1877 году Ея Императорскому Высочеству великой княгине Марии Павловне по ее личному желанию были доставлены две шали, связанные казачками Оренбургского казачьего войска. Выбор Императрицы подтверждается словами писателя Н.Н. Каразина: «...изделия из пуха, выходящие из их искусных рук, достигают полного совершенства. Они очень дороги и составляют предмет роскоши. Тонкость пуховой нити и вязания поистине изумительны. Платок около двух квадратных саженей можно свободно протянуть за конец сквозь обыкновенное обручальное кольцо».
Настоящим событием в общественной и государственной жизни России стала грандиозная по тем временам Всероссийская художественно-промышленная выставка 1882 года в Москве. Среди платков, отобранных к выставке - шали, связанные казачками Кваркенской станицы, одной из которых была М.Н. Ускова. В ее описи были платок «с царской короной и по которому вывязано: «Боже, Царя храни». Несомненно, платки Марии Усковой, представляя традиционный промысел, отличались творческой самостоятельностью. Введение надписи в поле платка и двухцветное вязание – редкое явление в искусстве оренбургского пуховязания. За столь трудную работу брались лишь самые искусные вязальщицы. На выставке в Москве М.Н. Ускова награждена бронзовой медалью. В отчетах экспертной комиссии о работах сказано: «В Оренбургской коллекции конкурируют два выдающихся платка высокого качества, оценены оба по 100 рублей, работы Н. Р. Владимировой и М. Н. Усковой из гор. Оренбурга...» (Средняя стоимость обычного платка в ту пору была 18–35 рублей.)
На той же выставке были представлены и пензенские пуховые изделия, в том числе и пуховые платки, по поводу которых в отчете экспертной комиссии записано: «Для местного потребления платки эти вполне подходящие, но на внешних рынках пензенские изделия с оренбургскими пока конкурировать не могут».
В 1883 году корреспондент «Оренбургского листка» сообщил оренбуржцам: «М.Н. Ускова, казачка из нашего Форштадта, увеличила свои лавры. На международной выставке колониальных произведений в Амстердаме (Нидерланды) госпоже Усковой присуждена серебряная медаль за оренбургские пуховые платки. Из оренбургского края никто другой наград не получил».
Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург».
В 1913 году вязанием пуховых изделий занимались 17 998 человек, в 1914 - 20 413, в 1915 г. -24173. За десятилетие (с 1904 г. по 1915 г.) численный состав вязальщиц увеличился почти вдвое.
С начала 20 века оренбургские платки – постоянные участники выставок различных уровней. В 1956 году оренбургские платки экспонировались на международных выставках и ярмарках в Буэнос-Айресе, Лейпциге, Шанхае, Дели, Вене, Стокгольме, Познани.
Оренбургские пуховые платки - постоянные участники и фавориты международных выставок: Всемирные выставки в Канаде в 1967году, в Японии в 1968 году, международные ярмарки в Алжире в 1969г., в Сирии в 1975г., в Греции в1976г., во Франции в 1977 г., в Англии в 1979 г., в Испании в 1981 г., в Индии в 1982 г., в Германии в 1985 г.
В наше время за рубежом выходит не только множество заметок и статей в иностранных СМИ, но и публикуются целые книги об истории промысла и вязания Оренбургских пуховых изделий.
В чём же состоит уникальность оренбургского пухового платка?
Пух. Обладает высокими технологическими свойствами. Считается, что козий пух аккумулирует солнечную энергию. Пуховое руно дает сухое тепло, препятствует перегреву и действует как экологический фильтр. Пух массирует нервные окончания кожи и способствует улучшению микроциркуляции крови.
Малая толщина, его своеобразная мелкая извитость, упругость и эластичность волокон способствуют очень слабой теплопроводности козьего пуха.
Лечебные свойства козьего пуха обусловлены его химическим составом. В состав пуховых волокон входит 20 аминокислот, отдельные содержат цистин, цистеин, метионин. Козий пух в большом количестве содержит вещество ланолин, который входит во все антиаллергические и противовоспалительные препараты, способствует заживлению ран и переломов. Долгое время в степном Оренбуржье существовала традиция - каждая невеста должна была подарить жениху пуховую душегрейку, носки и варежки, что демонстрировало не только ее мастерство, но и являлось оберегом для будущей совместной жизни.
Оренбургская порода коз - единственная в нашей стране, обладающая самым тонким (14-16 мкм) эластичным пуховым волокном, не грубеющим с возрастом. Его отличают блеск и шелковистость, относительная крепость и естественная однотонная окраска, малая теплопроводность и уравненность волокна по длине. Пух хорошо отделяется от основной шерсти, что имеет большое значение при его переработке. Оренбургский пух очень мягок, что позволяет спрясть из него нить, подобную паутине.
Оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. В XVIII—XIX веках Франция импортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который очень ценился. Западная Европа и сейчас покупает много оренбургского пуха.
Первый, кто обратил внимание на особую ценность козьего пуха и на необходимость разведения специальной породы пухоносных коз, был Петр Иванович Рычков (1712–1777) — первый член-корреспондент Академии наук, историк Оренбургского края.
Свои наблюдения и результаты проделанного им опыта по очистке и обработке пуха он опубликовал в 1765 году в «Трудах Вольного Экономического общества». Поднятый П. И. Рычковым вопрос о применении козьей шерсти для производства пуховых изделий вызвал живой интерес
В чём же состоит своеобразие оренбургских платков?
Разнообразие. Легендарные оренбургские пуховые изделия вяжутся по
всей Оренбургской области, насчитывающей 35 районов и 12 городов. Этим обусловлено разнообразие оренбургских платков. Каждый район, каждое село имеют свои традиционные различия в узорах, в тонкости изделий, в используемом пухе.
Классическое художество. Казалось бы, зачем было в XVIII веке тратить время на узоры при вязании в глухой российской провинции? Но русские казачки решили иначе и явили миру рождение знаменитого оренбургского платка. С тех пор узоры на платках - фирменная марка Оренбургского региона. Веками выработаны классические узоры, приводящие в изумление иногородних гостей.
Тонкость. Оренбургские платки различаются по толщине: есть как толстые чрезвычайно теплые изделия, так и восхитительно легкие, и тонкие. За свою изумительную тонкость ажурный платок получил название «паутинка». Создаётся ощущение, что при прикосновении такой платок может порваться. Но тем и славны оренбургские платки и паутинки: это не столько сувениры, сколько практичные изделия, готовые служить десятилетиями.
Более двух веков насчитывает история оренбургского платка. Сложно найти регион, где пуховязальные традиции были бы настолько велики. Благодаря русским казачкам платок обрел главные свои свойства: легкость и тонкость. За счет же усилий вязальщиц татарских районов Оренбургской области изделие вознеслось до еще больших высот, обретая новые очертания.
Известность за рубежом. Есть ли в России промысел, который бы приносил международные награды простым деревенским жителям? Именно оренбургский промысел является таковым. Еще 1-2 века назад оренбургские изделия удостаивались не только высоких российских, но и международных наград, что и по тем временам было редким явлением. Оренбургские изделия - единственный российский промысел, который известен широкому кругу вязальщиц за рубежом. Оренбургские платки пробуют вязать в Австралии, в США и во многих других странах. Во всем мире встречаются книги по вязанию, где даны схемы вязания оренбургского платка.
Известность в России. Изделия из оренбургского пуха высоко ценятся на Родине. Старшее поколение ценит тепло оренбургского платка, молодое - его красоту и неповторимость. Оренбургский платок - единственное изделие российских промыслов, упомянутое в песне. Это песня Виктора Бокова «Оренбургский пуховый платок».
Фабричный промысел. Редкий промысел доходит до фабричного уровня. Более 80 лет работает Оренбургская фабрика над вязанием пуховых изделий. Её изделия с удовольствием покупают как в Оренбурге, так и далеко за его пределами. Так, интернет-магазин оренбургских пуховых изделий Palantin.ru свою деятельность начинал именно с фабричного производства. И лишь недавно он стал предлагать россиянам изделия ручной работы.