Найти тему

Как сберечь душу: советы Аввакума

Как сберечь способность человека внимать драмам и надеждам мира сего? Далее советы протопопа Аввакума, жившего в 17 веке.

Надо жить жизнью простых людей. Не бояр, не царя, ни даже священника и монаха, а жизнью простых людей: тех, кто пашет землю, ловит рыбу, служит на царевой службе, идет в поход.

Надо жить жизнью тех, кто гонит от себя покой и праздность, кто горит желанием принять в себе Бога, не укорить его невниманием, суетностью своею, исканием уклониться от доброго дела. Все это в текстах протопопа звучит для внимательного читателя.

Сам протопоп внимательнее начал относиться к людям — всем, всем, когда с семьею своей отправился в Сибирь, в ссылку. И ранее был он среди людей (он деревенский священник), а теперь попал в самую гущу их. И попал в условия, когда человеческое в человеке либо пропадает из-за его слабости, либо, благодаря внутренней силе его, светится ярким светом.

Живость восприятия происходящего в себе и людях поддерживается, по протопопу, и усилием самого человека. Душу свою надо будить и будить, не давать ей спать.

«Душе моя, душе моя, востани, что спиши!» — восклицает протопоп. — Восстань и внемли происходящему и в тебе самой и вокруг тебя — и увидишь и драмы, и надежды мира сего. Увидишь и не удержишься от желания помочь страждущему и просящему.

Сам себе протопоп не давал покоя: бежал и бежал навстречу драмам и обидам людским и светлой своей России. Чадам своим духовным наказывал он также не щадить себя и искать, искать Бога. Искать и находить и в этом вступать в пресветлый мир общего бытия — богосозданного бытия.

Душа живет не только трудами и драмами. Удел ее — прекрасное. Так Бог ей указал. Указал в первые дни творения мира.

Вся земля есть красоты явление: явление Божией красоты, той, каковая человека лучшим делает, доброе и светлое в нем поддерживает. Здоровый взгляд на мир Божий, не поврежденный праздностью и ленью, себялюбием и гордостью, именно это в нем видит и переживает.

Прекрасные лики Спасителя и Богородицы, прекрасное в русском богослужении, прекрасное в обращении человека к Богу, прекрасное в русской иконописи, прекрасное в природе Руси-России, прекрасное в русских людях, не предающих веру отцов своих; прекрасное в русских вольных и щедрых людях; Русь-Россия сама как прекрасное (светлая Россия); русский природный язык как прекрасное; прекрасное в личной жизни человека; жизнь человеческая как дар Божий, как прекрасное своею возможностью для человека «делать истину» (выражение Ефрема Сирина) — все это являет Аввакум, все это прочитывает внимательный читатель в его посланиях.

Красота полнит жизнь человека. Она его возвышает. Возвышает, по иерею, до подлинно человеческого восприятия мира и себя самого. Человек как чадо Божие, как творение по образу и подобию внимает полноте мира сего. Внимает и не губит, не давит живое вокруг себя и в себе самом. Краски мира — радость для него, радость и наслаждение. Протопоп в «Житии» пишет, как приходилось ему замечать боли других людей и врачевать души многих и многих из них. Пишет протопоп, как оживали его духовные чада и те, кому он по нужде, по обстоятельствам оказывал духовную поддержку, оживали и вновь несли на себе печать «красоты и доброты образа Господня».

Пишет протопоп, как и его душа оживала с выздоровлением других людей, как светло она открывалась движениям других душ, как радовалась она своему вовлечению в жизнь большого-большого мира людей.

Лишенный чувства прекрасного — убогий человек. И это читается в посланиях Аввакума.

Прекрасное врачует человека, дает ему отдохновение и силы.

Отрывок из книги "Протопоп Аввакум о вере и человеке" А.А. и П.А. Гагаевых. Издана в издательстве "А-проджект" (Москва).

КУПИТЬ КНИГУ в интернет-магазине Лабиринт или в издательстве по специальной цене 599 руб. Доставка по всему миру.

БЛОГ АВТОРОВ

Сообщество издательства ВКонтакте

Если Вам интересно читать материалы на нашем канале, Вы можете поддержать нас. Благодарим за внимание!

Протопоп Аввакум
Протопоп Аввакум
Как сберечь душу
Как сберечь душу