Как сберечь способность человека внимать драмам и надеждам мира сего? Далее советы протопопа Аввакума, жившего в 17 веке.
Надо жить жизнью простых людей. Не бояр, не царя, ни даже священника и монаха, а жизнью простых людей: тех, кто пашет землю, ловит рыбу, служит на царевой службе, идет в поход.
Надо жить жизнью тех, кто гонит от себя покой и праздность, кто горит желанием принять в себе Бога, не укорить его невниманием, суетностью своею, исканием уклониться от доброго дела. Все это в текстах протопопа звучит для внимательного читателя.
Сам протопоп внимательнее начал относиться к людям — всем, всем, когда с семьею своей отправился в Сибирь, в ссылку. И ранее был он среди людей (он деревенский священник), а теперь попал в самую гущу их. И попал в условия, когда человеческое в человеке либо пропадает из-за его слабости, либо, благодаря внутренней силе его, светится ярким светом.
Живость восприятия происходящего в себе и людях поддерживается, по протопопу, и усилием самого человека. Душу свою надо будить и будить, не давать ей спать.
«Душе моя, душе моя, востани, что спиши!» — восклицает протопоп. — Восстань и внемли происходящему и в тебе самой и вокруг тебя — и увидишь и драмы, и надежды мира сего. Увидишь и не удержишься от желания помочь страждущему и просящему.
Сам себе протопоп не давал покоя: бежал и бежал навстречу драмам и обидам людским и светлой своей России. Чадам своим духовным наказывал он также не щадить себя и искать, искать Бога. Искать и находить и в этом вступать в пресветлый мир общего бытия — богосозданного бытия.
Душа живет не только трудами и драмами. Удел ее — прекрасное. Так Бог ей указал. Указал в первые дни творения мира.
Вся земля есть красоты явление: явление Божией красоты, той, каковая человека лучшим делает, доброе и светлое в нем поддерживает. Здоровый взгляд на мир Божий, не поврежденный праздностью и ленью, себялюбием и гордостью, именно это в нем видит и переживает.
Прекрасные лики Спасителя и Богородицы, прекрасное в русском богослужении, прекрасное в обращении человека к Богу, прекрасное в русской иконописи, прекрасное в природе Руси-России, прекрасное в русских людях, не предающих веру отцов своих; прекрасное в русских вольных и щедрых людях; Русь-Россия сама как прекрасное (светлая Россия); русский природный язык как прекрасное; прекрасное в личной жизни человека; жизнь человеческая как дар Божий, как прекрасное своею возможностью для человека «делать истину» (выражение Ефрема Сирина) — все это являет Аввакум, все это прочитывает внимательный читатель в его посланиях.
Красота полнит жизнь человека. Она его возвышает. Возвышает, по иерею, до подлинно человеческого восприятия мира и себя самого. Человек как чадо Божие, как творение по образу и подобию внимает полноте мира сего. Внимает и не губит, не давит живое вокруг себя и в себе самом. Краски мира — радость для него, радость и наслаждение. Протопоп в «Житии» пишет, как приходилось ему замечать боли других людей и врачевать души многих и многих из них. Пишет протопоп, как оживали его духовные чада и те, кому он по нужде, по обстоятельствам оказывал духовную поддержку, оживали и вновь несли на себе печать «красоты и доброты образа Господня».
Пишет протопоп, как и его душа оживала с выздоровлением других людей, как светло она открывалась движениям других душ, как радовалась она своему вовлечению в жизнь большого-большого мира людей.
Лишенный чувства прекрасного — убогий человек. И это читается в посланиях Аввакума.
Прекрасное врачует человека, дает ему отдохновение и силы.
Отрывок из книги "Протопоп Аввакум о вере и человеке" А.А. и П.А. Гагаевых. Издана в издательстве "А-проджект" (Москва).
КУПИТЬ КНИГУ в интернет-магазине Лабиринт или в издательстве по специальной цене 599 руб. Доставка по всему миру.
Сообщество издательства ВКонтакте
Если Вам интересно читать материалы на нашем канале, Вы можете поддержать нас. Благодарим за внимание!