Найти тему
"Хомо люденс"

3 самых длинных спектакля в мире (и как только публика высиживала в зале?)

От 18 до 24 часов актеры играют на сцене, а публика смотрит в зале – можно ли такое представить?

Оказывается, длинные спектакли на мировой сцене идут более удачно, чем короткие. Плюс, чем дольше представление, тем больше шансов самовыразиться режиссеру и актерам.

Правда вот, что чувствуют зрители при столь длительном общении с прекрасным?..

Как-то я ходила на 6-часовой спектакль в постановке Эймунтаса Някрошюса «Вишневый сад» (с нестандартной трактовкой роли Ермолая Лопахина Евгением Мироновым) и думала, что умудрилась посетить один из самых длинных спектаклей.

Кадр из спектакля (фото с aif.ru).
Кадр из спектакля (фото с aif.ru).

Ан нет, оказывается, театральный мир знает представления в разы бóльшие. Давайте рассмотрим несколько примеров рекордно пролонгированных пьес.

1. Один из таких лидеров – спектакль бельгийца Яна Фабра «Гора Олимп». Режиссер смог растянуть его ни много на мало на целых 24 часа. И почти все это время разыгрывались самые пpoвoкaциoнные сцены с актерами в самых… мягко говоря, эллинских нарядах.

Между прочим, о зрителях этот необычный режиссер тоже позаботился. Например, в фойе всем предлагали купить зубную пасту и выпить чай, да не какой-нибудь, а древнегреческий.

Более того, сотрудники театра даже предоставляли желающим повязки для сна и направляли их в специальные спальные комнаты с кроватями – все-таки спектакль длился ровно сутки...

Фото с musicseasons.org
Фото с musicseasons.org

2. Другим рекордсменом называют спектакль режиссера Игоря Яцко «День Леопольда Блума. Извлечение корня времени». Он тоже шел 24 часа, но конкретно на российской сцене – в Школе драматического искусства.

Это был весьма необычный эксперимент – прочитать весь роман Джеймса Джойса со сцены «в один присест» силами почти 100 актеров (в главной роли был Александр Огарев), а также певцов и музыкантов.

Этот ирландский писатель и вообще славился многословностью (кажется, его «Улисс» получился просто бесконечным, как и путешествие древнегреческого прототипа). А тут еще и надо было произнести вслух, и обыграть на сцене все 260 000 слов из всех 18 глав романа.

И умудрился же кто-то подсчитать число слов… Впрочем, всё это выучить наизусть и сыграть на сцене было еще сложнее.

Здесь о зрителях также позаботились: кормили желающих яичницей. Сие простецкое демократическое блюдо было придумано по 2 причинам:

1) как сугубо утренняя еда – все же спектакль шел с 8 утра одних суток до 8 утра следующих суток;

2) как еда, позволявшая заодно наглядно представить утро главного героя Блума.

Сценический Блумо-марафон состоялся лишь 2 раза (оба раза – в 2004 г.). Так что не ищите его на афишах – больше столь сложный (настоящее испытание!) эксперимент Школа драматического искусства не проводит…

3. Наконец, можно вспомнить рекордсмена, официально вошедшего в Книгу Гиннесса как самая длинная театральная постановка. Это 10-актная «Деформация» англичанина Нила Орама, поставленная в лондонском Институте современного искусства в 1979 г.

Премьера шла 18 часов. В дальнейшем пьеса пережила новую редакцию Кена Кэмпбелла и стала длиться 22 часа. А на театральном фестивале в Эдинбурге актеры сыграли 5 спектаклей по 24 часа каждый.

На этом фестивале актеры при выступлении то и дело тepяли голоса, и вpaчaм приходилось их выручать.

Сложнее всего приходилось исполнителю главной роли Расселу Дентону, который за весь спектакль отсутствовал на сцене лишь 5 минут.

Согласитесь, что 5 минут на «пepeкyp» на 24-часовом, да даже и на 18-часовом представлении – это настоящее испытание человеческих сил? А ведь актеру надо было не только не yпacть от гoлoда или нeдocыпа прямо со сцены в 1-ые ряды, но и играть с полной отдачей круглые сутки.

И все же, несмотря ни на что, через год режиссер дополнил спектакль еще одной частью – 11-й…

Мы уже молчим про актеров: каждому участнику такого представления надо поставить по памятнику. :) Но а как публика умудрялась отсиживать в зале целые сутки на таких спектаклях?

Некоторое время назад в моде были ночные показы рекламы, что-то вроде фестивалей смешных роликов, которые можно было смотреть в кинозале всю ночь. Зрители накупали попкорна и пепси, брали с собой в зал подушки, утеплялись покрывалами…

Для театральной публики такой формат, мягко говоря, не подходит. Так что все 24 часа зрители сидели в зале в вечерних платьях (дамы) и смокингах (кавалеры). Никаких попкорнов и бyтылoчeк, чтобы «зaпuть действие».

Видимо, это были самые большие поклонники театра в целом и конкретных режиссеров, в частности.

В этом плане куда как проще отсидеть было публике на другом рекордсмене спектаклей – «Дыхании» по пьесе ирландского Нобелевского лауреата Сэмюэля Беккета. Эта пьеса былa признана самой короткой за всю историю театра. Она исполнялась на самом деле как на одном дыхании… всего 30 секунд.

П. с. В продолжение темы читайте Дзен-статью «5 примеров, как актеры учат наизусть длинные роли», а также пост «Как актеры умудряются быть серьезными на сцене, когда весь зал смеется: 10 хитрых приемов».

#кино #искусство #культура #актеры #психология #театр #интересные факты