Найти тему
Жорик – историк

Параллельная реальность. Как и кто искал Шамбалу

Оглавление

Где же скрывается эта таинственная страна и насколько она реальна? Этим вопросом задавались многие выдающиеся умы современности. И если в случае с другими мифическими странами, такими как Атлантида или Эльдорадо, ясно хотя бы то, что они могли находиться в материальном мире, то в случае с Шамбалой все гораздо сложнее: одни считали, что она находится в нашем мире, другие – что Шамбала существует на неком особом энергетическом уровне или даже в обособленном духовном мире.

Шамбала до сих пор остается мифическим местом/ © ethnomir.ru
Шамбала до сих пор остается мифическим местом/ © ethnomir.ru

Первое упоминание о Шамбале как о великом царстве встречается в древних буддистских текстах, датированных X веком. По ним царь Шамбалы (которая находилась где-то в Средней Азии) Сучандра побывал в древней Индии, где получил учение, называемое Калачакры от самого Будды. Вернувшись домой царь провозгласил учение Калачакры государственной религией. А сама же Шамбала с тех пор, как в Среднюю Азию вторглись мусульмане, по воле божеств стало невидимым для большинства живущих. И ныне дорогу туда способны отыскать лишь духовно просветленные. Причем Шамбала напоминает мир людей, но лишена пороков, зла и страданий, а жители Шамбалы существуют не в физических, а в энергетических телах.

Несмотря на зыбкость определения и нахождения этой мифической страны, ее неоднократно искали в нашем материальном мире, как правило в горных районах. Искали личности известные и знакомые каждому образованному человеку.

Экспедиция Рериха

Особая роль в распространении современных представлений о Шамбале принадлежит русскому философу Николаю Рериху. В 1924 году совместно со своей женой Еленой и старшим сыном Юрием он организовал Центрально-Азиатскую экспедицию, с научно-художественными целями – ознакомлением с памятниками древности, наблюдением за современным состоянием религии и обычаями народов Азии.

Но по одной из версий историков все это было лишь прикрытием основной задачи – поиска Шамбалы. И хоть философ и предполагал, что Шамбала – это вовсе не страна, а процесс внутреннего духовного поиска человека, все же он не удержался от попытки найти земное воплощение легендарного царства, добравшись туда пешком или верхом.

Экспедиция продлилась 5 лет, было пройдено 25 тысяч километров пути и 35 горных перевалов, пересечена монгольская пустыня Гоби. Рерихи побывали и в Индии, и предгорьях Тибета, и даже на Алтае. Но несмотря на то, что Рерих в конце своих странствий описывал в дневниках таинственные и непонятные события, что происходили рядом с лагерем (что свидетельствовало о верном пути поисков, по его мнению), саму мифическую страну он найти не смог.

Результатом экспедиции помимо большого объема научного и лингвистического материала стала работа "Шамбала: в поисках новой эры", в которой философ описывал Шамбалу как святой город к северу от Индии.

Экспедиция советской ВЧК

Председатель ВЧК Дзержинский и чекист Яков Блюмкин тоже искали высшее знание Шамбалы, которое, по их мнению, должно было помочь в деле усовершенствования социализма и воцарения всеобщего коммунизма. Справедливости ради стоит отметить, что Дзержинский был скептиком и реалистом и получить от него разрешение на поиск Шамбалы Блюмкину удалось только благодаря обещаниям разведать пути расширения мировой революции на Тибетский регион.

Яков Блюмкин (слева) и Сергей Есенин/ © legal.report
Яков Блюмкин (слева) и Сергей Есенин/ © legal.report

Но это все, что известно историкам об этой экспедиции. Ни то, где она проходила, ни кто был в ее составе, ни чем она закончилась – сведений о ней нет никаких. Если отчеты Блюмкина и сохранились, то они остаются до сих пор засекреченными.

И вообще среди историков существует мнение, что поиски Шамбалы для СССР в 20-х годах были просто ширмой, а основные цели чекиста Блюмкина заключались в разведке вполне реальных территорий и налаживания контактов с далай-ламой Тринадцатым. Но как бы то не было, и в этот раз таинственная страна не покорилась исследователям.

Экспедиции нацисткой Германии

Третей крупной попыткой поиска Шамбалы, которая заслуживает отдельного внимания, стали поиски, которые организовала гитлеровская Германия.

Еще в 1931 году в Гималаи отправилась экспедиция целью которой был поиск входа в Шамбалу и разведка непальских монастырей, укрывшихся в неприступных горах. Руководил поисками опытный альпинист штурмбаннфюрер СС Эрнест Шеффер. Несмотря на противодействие китайцев, оккупировавших в то время Непал, экспедиция смогла не только состояться, но и вернуться домой.

Эрнст Шеффер — оберштурман СС, руководитель немецкой экспедиции в Тибет/ © vakin.livejournal.com
Эрнст Шеффер — оберштурман СС, руководитель немецкой экспедиции в Тибет/ © vakin.livejournal.com

Вход в мифическую страну, правда, был не обнаружен, зато Шеффер помимо множества древних рукописей, коллекции растений и невиданных ранее чучел зверей, привез еще и рукопись, датируемую XVII веком, которая называлась "Дорога в Шамбалу". В ней был напрямую указан список священных мест, которые непременно должен посетить каждый паломник, чтобы перед ним открылись врата Шамбалы.

Основным "локомотивом" третьего рейха по части продвижения идеи о необходимости поиска пути в Шамбалу был главный нацистский палач Генрих Гиммлер. Он сумел убедить Гитлера, что с помощью таинственных и всемогущих жителей реально существующей Шамбалы можно будет повернуть историю вспять и добиться победы на Восточном фронте.

А на нем дела обстояли ужасно. Немецкая группировка была окружена под Сталинградом и полностью уничтожена. Вдобавок дивизии вермахта потерпели болезненное поражение в Северной Африке. Вероятно Гитлер находился в таком состоянии, что был готов был хвататься за любую соломинку, даже ту, которая откровенно отдавала мистикой.

И вот в январе 1943 года в обстановке строгой секретности из Берлина на Гималаи отбыла экспедиция из пяти человек, возглавляемая опытным австрийским альпинистом Генрихом Харрером. Однако уже в мае всю компании арестовали в Британской Индии и поместили под стражу. Харрер четыре раза пытался сбегать и четыре раза его ловили. Наконец пятая попытка увенчалась успехом. Но альпинист-ученый был настолько одержим поиском мифической страны, что после побега отправился не на Родину, а подальше в Тибет искать вход в Шамбалу, известный только одному ему.

Харрер 5 лет скитался по Тибету и только в 1948 году от встреченного в горах индийского торговца он узнал что война закончилась и Германия проиграла. Вернуться домой, в Австрию, Генрих Харрер смог только в 1951 году. С собой он привез огромный архив связанный с поиском таинственной страны. Но все документы сразу же были конфискованы британскими спецслужбами. Об их содержании неизвестно и поныне. Правительство Великобритании объявило, что предполагает открыть содержание секретного архива только в 2044 году.

Далай-лама XIV и Генрих Харрер/ © en.24smi.org
Далай-лама XIV и Генрих Харрер/ © en.24smi.org

Что же до самого Харрера, то он позже выпустил книгу мемуаров "Семь лет на Тибете", ставшую известной только в 1987 году, когда по ней был снят неплохой художественный фильм с Брэдом Питтом в главной роли.

Так что Шамбала и поныне остается загадкой, разгадать которую пытаются все, стремящиеся к власти. И вот что странно – место, которое, согласно учениям даровало людям высшее духовное просветление, постепенно трансформировалось в источник могущественных тайн и знаний. Страна, существовавшая как некий духовный мир, квинтэссенция древних знаний, стала каким-то сосредоточием вселенского владычества, непременным талисманом мировой власти. А это ставит ее на один пьедестал с Атлантидой или даже золотой страной Эльдорадо, что конечно же неверно и даже немного обидно.

Еще по теме:

(При подготовке статьи были использованы материалы с сайтов: ethnomir.ru; sciencepop.ru; ru.wikipedia.org; vakin.livejournal.com; legal.report)