Продолжаем рассказ о заинтересовавших нас местах Сепа материалами из исследования Алексея Лекомцева, изучающего лог Нудшур. За его работой мы следим с особенным вниманием: как подметила Светлана Мальцева, для творческой натуры Алексея Валентиновича подобный труд может стать ступенькой к чему-то большему - уже в области музыки или литературы.
Нудшур – в переводе с удмуртского «грязная река»: нуд – грязный, шур – река. А и как иначе, если река в логу Нудшур протекает по дну оврага, с берегов которого дождями, ветрами и прочими природными явлениями сносит вниз землю и песок…
Каждый из кураторов секретной карты Сепа привносит в процесс сбора материала свой характер и свои таланты. Сепский поэт и музыкант Алексей Лекомцев, который много работает со словом, начал изучать лог Нудшур с рукописей старожилов. Да-да, вот, казалось бы, совсем небольшая деревня Сеп, а есть о ней изданные и пока неизданные книги, написанные местными жителями! И один из авторов – Владимир Николаевич Лекомцев, рассказавший немало мистических историй для арт-резиденции и выставки «Сепские былички», а также для Публичного архива традиционной культуры севера Удмуртии.
– Я читал рукописи Владимира Николаевича Лекомцева – он раньше работал электриком в Сепе, – рассказывает Алексей Валентинович. – Его отец, Николай Никитович Лекомцев, в соавторстве с Иосифом Николаевичем Лекомцевым, написал книгу про Сеп – «Сеп палъёс: ортчем аръёс» («Сторона родная Сеп: прошедшие годы»). А у Владимира Николаевича – продолжение. Он пишет воспоминания и словно бы по дворам идет. Ты читаешь рукопись и будто видишь каждый двор. Он подробно описывает, сколько людей жили в том или ином доме, откуда они приехали, куда переселились, что на этом месте было раньше… Оказывается, там, где у нас сейчас автобусная остановка, когда-то стоял райповский магазин. А мы и не помним уже… Где-то было и двухэтажное общежитие учителей.
Про Нудшур Владимир Николаевич пишет, что этот овраг раньше был совсем малюсенький, но постепенно он расширяется. И он сравнивает это с единым горем деревни Сеп. Уж не знаю, почему у него такое сравнение. Овраг – как русло реки, к нему примыкают маленькие овраги. И протяженность Нудшура примерно около четырех километров, вплоть до деревни Верх-Палым…
Еще про Нудшур я узнал, что, по рассказам одной из участниц хора ветеранов, здесь проводили свадебный обряд сялтым – купание невесты. Может быть, и фотографии найдутся с той свадьбы. Старожилы говорят, что колхоз сенокосную пору открывал именно здесь, в Нудшуре. А еще здесь много земляники и грибов…
Алевтина Григорьевна Хохрякова принесла нам заметку из районной газеты, в которой есть прямо наглядная географическая последовательность сепских мест, начиная с Турпузо и вплоть до Нудшура. Есть там и куанюк, и италмасовый лог… Хотя это и не подробное историческое описание, конечно, но уже эта география интересна!
… А мы не удивимся, если на секретной карте появятся и стихи Алексея Лекомцева, посвященные не только Нудшуру, но и другим знаковым местам Сепа.
Проект SEP COMMUNITY реализуется АНО KAMA Records, победителем конкурса на поддержку Центров социальных инноваций в сфере культуры программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Проект «Секретная карта деревни Сеп» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
#Удмуртия #СделаноВУдмуртии #КультураУдмуртии #ИгринскийРайон #Эграёрос #ФондПотанина #ФондКультурныхИнициатив #НКО #Грантдлякреативныхкоманд