Найти в Дзене
diletant.media

Как появился МХАТ?

Оглавление

Первыми актёрами новорождённого театра стали участники Московского филармонического общества, где преподавал сам Немирович-Данченко.

Какие театры вы знаете в Москве? Большой театр — принято, Малый театр — отлично, театр на Таганке — верно, и, конечно, (долгая пауза) — МХАТ! Но сейчас в Москве два МХАТа: имени Горького и имени Чехова.

Всё началось со свидания

Московский художественный академический театр начался, как ни удивительно, со свидания! Пожалуй, самое знаменитое первое свидание в театральном мире произошло 22 июня 1897 года. Именно тогда в ресторане «Славянский базар» встретились именитый режиссёр Константин Сергеевич Станиславский и драматург Владимир Иванович Немирович-Данченко. На свидании, как принято, они признавались в любви, но не друг к другу, а к театру. Длилось свидание почти 18 часов! За это время Станиславский и Немирович-Данченко успели договориться о создании нового театра, определить его основные принципы (всё как у берлинской «Свободной сцены» и парижского «Свободного театра»: ансамблевость, подчинение всех составляющих спектакля единому замыслу, достоверность в создании антуража), а также продумать репертуар и состав труппы.

Немирович-Данченко и Станиславский. Источник: pinterest.com
Немирович-Данченко и Станиславский. Источник: pinterest.com

Москвин и Мейерхольд: у истоков МХАТа

Первыми актёрами новорождённого театра стали участники Московского филармонического общества, где преподавал сам Немирович-Данченко. В их числе были, например, Иван Москвин, Ольга Книппер (жена Антона Чехова), Маргарита Савицкая и сам Всеволод Мейерхольд! К ним присоединились также участники любительских спектаклей, которые ставил Станиславский: Мария Андреева, Мария Лилина (жена Станиславского), Василий Лужский, Георгий Бурджалов. А первый спектакль, который в октябре 1898 года увидел свет на сцене МХАТа, был поставлен по трагедии Алексея Толстого «Фёдор Иоаннович». Главного героя сыграл Иван Москвин.

Художественный театр, 1899 год. Источник: pinterest.com
Художественный театр, 1899 год. Источник: pinterest.com

Театр для всех

Но между знаменитым свиданием и первой постановкой прошёл целый год! Чем же занимались все это время Станиславский, Немирович-Данченко и их актёры? Неужели просто репетировали? Конечно, нет. Как оказалось, открыть театр было не так-то легко. Отцы-основатели считали, что театр должен быть в первую очередь «общедоступным», чтобы любой житель Москвы мог позволить себе билет. Для этого были нужны государственные субсидии, в которых Московская городская Дума отказала.

Пришлось обращаться к частным пайщикам, из-за чего цены на билеты, конечно, возросли (кстати, активное участие в жизни театра принимал меценат Савва Мамонтов).

Легендарная «Чайка»

После основания театр ожидало ещё одно испытание: постановка «Чайки» Чехова, которую собирались представить публике 17 декабря 1898 года. Проблемы было две: за два года до этого «Чайка» полностью провалилась в Александринском театре в Санкт-Петербурге, к тому же, пока Чехов был в Ялте, обострилась его болезнь, туберкулез. Неудача могла бы ускорить кончину писателя. Станиславский поначалу вообще считал, что пьеса не предназначена для сцены. Но Немирович-Данченко воспринял эту пьесу как своеобразный Рубикон, который должен был решить, существовать дальше театру или нет. В итоге спектакль имел оглушительный успех. И, кстати, именно при постановке «Чайки» Станиславский придумал знаменитый приём, ставший для МХАТа фирменным, — игру с долгой паузой.

Сцена из спектакля «Чайка», 1898 год. Источник: pinterest.com
Сцена из спектакля «Чайка», 1898 год. Источник: pinterest.com

Кроме «Чайки» на сцене МХАТа были поставлены ещё несколько произведений Чехова: «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» и «Иванов».

Упадок театра

В советские годы ведущим актёром труппы МХАТа был Василий Качалов, тот самый, собаке которого посвятил стихотворение Сергей Есенин. Правда, случилось так, что в 1919 году часть труппы во главе с актёром отправилась на гастроли по провинциальным городам, но из-за Гражданской войны смогла вернуться лишь в 1922. В этом же году начались триумфальные гастроли МХАТа по Европе и США. Некоторые актёры не захотели возвращаться в страну и остались в Америке. А Станиславский был разочарован, осознав, что больше не может найти подходящих для драмы людей. И в 1932 году в своём письме Немировичу-Данченко он заявил, что их театр больше не может называться Художественным, так как потерял свою идейную сторону.

Подробнее