Мне кажется, что я уже затрагивал эту тему раньше. Распространенная ошибка, совершаемая некоторыми людьми при взгляде на историю, состоит в том, что они пытаются взглянуть на исторический мир и фигуры через современную перспективу. Просто потому, что некоторые ценности и идеи важны сегодня, это не значит, что они были важны много веков назад.
Этнический национализм - понятие довольно недавнее. Тот, который появился в 19-м и 20-м веках. Это не значит, что этнической идентичности вообще не существовало в досовременном мире. Просто не так, как это происходит сегодня, и это не было таким уж важным вопросом. И она не была центральной для личности человека. Это включает в себя как тюркский, так и персидский этнический национализм. Другие факторы, такие как религия, регион, племена и происхождение, играли гораздо большую роль в средневековье. Для каждого племени (или субплемени) было обычным делом действовать так, как отвечало его собственным интересам. Независимо от того, как это повлияет на другие группы той же этнической принадлежности.
Надер-шах, Афшарид - шах Ирана
Иран в то время состоял как из кочевого (турки и курды), так и оседлого населения. По некоторым оценкам, кочевые и полукочевые племена составляли около трети всего населения страны. Многие племена, по крайней мере, частично ассимилировались в культуру исламского персианата. Между этими двумя группами (кочевниками и городскими жителями), как это было часто в истории, существовала некоторая напряженность. Кочевые племена (как турки, так и курды) часто смотрели свысока на городское население. Для кочевников было обычным делом быть частью военного и правящего класса.
Надер-шах родился в семье Эмама Коли, пастуха из племени Кереклу тюрков-афшаров в районе Хорасана. Это была провинция Иранской империи Сефевидов. Существовала некоторая напряженность между кочевым (турками и курдами) и персидским городским населением Хорасана. Однако для жителей (как кочевых, так и оседлых) этого региона было достаточно обычным считать себя хорасани. Надер-шах, как и большая часть населения Хорасана, находился под сильным влиянием исламской культуры Персии.
“Разница между турка и Хорасани не как разница между персидской и арабской, или между Руми и Saqlabi или Zanji и Хабаши, а уж что еще разрозненных в Конституции и в отличие отделяя его; напротив, это как разница между мекканскими и мединскими, или бедуинов и оседлых, или человек с равнины и альпинист, или как разница между горных Tayyi соплеменников и равнины, жилое помещение Tayyi.”
-Джахиз на средневековой личности и тюрки Хорасани (Хорасана)
Регион Хорасан
Восстание Надер-Шаха
Надер-шах поступил на службу косвенно государству Сефевидов в молодом возрасте. В пятнадцать лет он вступил в армию Баба Али-бека, правителя Абиварда от имени Сефевидов, в качестве мушкетера. Этот человек помогал управлять регионом и защищал Хорасан от посягательств кочевников из степей.
Он быстро поднялся по служебной лестнице и стал правой рукой бабы Али Бега. Восстание афганцев Хотака и последующее вторжение привели к захвату Исфахана в 1722 году. Династия Сефевидов была отстранена от власти. Надир Шах воспользовался этим хаосом, чтобы прийти к власти в Хорасане. Он предложил свои услуги и заключил союз с сефевидским принцем Тахмаспом в 1726 году. С помощью Надер-шаха судьба шаха Тахмаспа улучшилась. Регионы Ирана, которые были в хаосе, были возвращены под влияние Сефевидов. К 1729 году Надер-шах победил афганцев Хотака и изгнал их из Ирана. Сефевидский шах снова вошел в Исфахан, и династия Сефевидов была восстановлена к власти.
Личный штандарт Надер-Шаха. Обратите внимание на Шер-и-Хурсид (Лев и Солнце), похожие на флаги Сефевидов.
В обмен на свою службу Надер-шах был назначен губернатором восточных провинций государства. Брачный союз был заключен браком между дочерью шаха Тахмаспа и сыном Надер-шаха. Дальнейшие победы только еще больше повысят престиж Надер - шаха среди правящей элиты. Шах Тахмасп, с другой стороны, считался слабым лидером. Надер-шах воспользовался своим положением для достижения собственных целей и расширения своего влияния. Вскоре он стал самым могущественным человеком в империи Сефевидов.
Используя политические маневры и хитрость, Надир-шах обманул шаха Тахмаспа и унизил царя перед его армией и знатью. Затем он использовал эту возможность, чтобы заставить Сефевидского шаха отречься от престола и посадил на трон своего малолетнего сына в 1732 году. Надер Шах взял на себя роль регента и стал человеком за троном.
Надер Шах использовал следующие несколько лет для консолидации власти и расширения своего влияния. Он, наконец, сделал свой ход в 1736 году. На равнинах Моганов был созван Курултай. Были приглашены все влиятельные люди и знать Ирана. Он попросил своих союзников предложить, чтобы Надер-шах был избран новым шахом вместо династии Сефевидов. Надир-шах был коронован как новый шах Ирана 8 марта 1736 года. Так закончилось многовековое правление династии Сефевидов как шахов Ирана.
Почему Надер-шах решил сражаться за Иран?
Целью краткого изложения истории возвышения Надир-шаха было помочь понять, почему и как он стал шахом Ирана.
Надир-шах был тюрком Хорасана. Провинция Сефевидов. Для него не имело смысла присоединяться к Османской империи. Иранский/персидский или тюркский этнический национализм не существовал в мире, в котором жил Надер-шах. И Сефевидская, и Османская империи были многонациональными империями. Государства, которые использовали религию в качестве объединяющего фактора и легитимности. Даже различия и конфликты между двумя государствами не были основаны на этнических различиях (турки против персов). Религиозные различия (сунниты против шиитов) играли гораздо большую роль.
Надер-шах косвенно состоял на службе сефевидского государства с пятнадцати лет. Он начал служить Сефевидскому шаху в 1726 году. С этого момента он не только служил государству Сефевидов, но и был одним из самых важных людей для этого. Надер-шах продолжал служить Сефевидам около десяти лет. Он сверг династию и занял трон для себя десять лет спустя. Он принял титул шаха Ирана. Империя Афшаридов Надер-шаха была государством-преемником Иранской империи Сефевидов