Найти тему
Тайны искусства

Разбор картины: "Вдохновение святого Матфея" Караваджо

Вдохновение святого Матфея, Караваджо
Вдохновение святого Матфея, Караваджо
Сегодня разбираем шедевр барокко - работу Караваджо, которая впечатляет силой свой простоты.

Посмотрите на эту картину. Что на ней происходит? Стареющий мужчина работает за деревянным столом. В руке у него чернильное перо, а перед ним раскрытая книга. Его работу прерывает юноша. Их взгляды сцепились в напряженном диалоге. Кажется, что мальчик спускается сверху.

Посмотрите на мальчика внимательнее. Можно ли сказать, что он висит? Благодаря тому, что свет падает на его руки и плечи, верхняя часть его туловища хорошо видна. Остальную же часть его тела, исчезающую в клубящихся складках белой ткани, определить не так просто. Он частично человек, а частично что-то другое. Только через некоторое время начинаешь понимать, что у него на спине есть два крыла.

Деталь картины Вдохновение святого Матфея, Караваджо
Деталь картины Вдохновение святого Матфея, Караваджо

Одна из блестящих сторон этой картины заключается в том, что она так смело движется между осязаемым реализмом и необыкновенной искусностью. Посмотрите на мальчика еще раз. По жесту его рук кажется, что он что-то объясняет.

Если вы знакомы с сюжетом картины, то знаете, что изображенный на ней мужчина - это стареющий святой Матфей, автор первого Евангелия Нового Завета. А мальчик - ангел - это его вдохновение. Буквально говоря, ангел диктует, пока Матфей пишет.

Ангел занимается длительным изложением. Теперь подумайте: неподвижен ли ангел когда он вот так висит в воздухе? Можно подумать, что да, однако, судя по кружащейся спирали ткани вокруг него, создается впечатление, что он недавно и внезапно спустился с небес. Изображение полно такого движения и равновесия. Попробуйте представить, как бы выглядела эта сцена через несколько секунд. Упала бы вся эта ткань и осела где-нибудь?

Караваджо, написавший эту работу в 1602 году, полностью осознавал искусственность картины. И он показать нам это: достаточно взглянуть на подножие картины, чтобы увидеть, как табурет, на который Матфей опирается коленом, был нарисован так, чтобы прорвать внутреннее пространство изображения и нависать над краем сцены. Эта техника, известная как trompe-l'œil, является способом указать на силу творения художника - его способность создавать трехмерное пространство на плоской поверхности холста.

Деталь картины Вдохновение святого Матфея, Караваджо
Деталь картины Вдохновение святого Матфея, Караваджо

Караваджо знал, как использовать искусственность с максимальной эффективностью. В этом изображении ангел представляет собой идеальную конструкцию противоположных идей: он парит и в то же время материально осязаем и присутствует. Он постоянно находится внутри сцены и в то же время постоянно прибывает в неё. Он фантастичен и в то же время полностью реален. Ангел, на мой взгляд, является одним из сокровищ этой картины, поскольку именно через ангела Караваджо сконденсировал время и движение в единый, застывший кадр.

Вдохновение святого Матфея, Караваджо
Вдохновение святого Матфея, Караваджо

Другое сокровище картины - сам святой Матфей. Караваджо изобразил его в необычной позе.

Одна его нога стоит на полу, а другая поднята, коленом на табурет. Вся поза свидетельствует об удивлении и тревоге, вызванных присутствием ангела. Плечо Матфея отвернуто от ангела, как будто он отшатывается от внезапного появления. Его яркий оранжевый плащ выделяется на темном фоне. Оранжевый цвет создает мягкий изгиб, который удерживает всю композицию вместе.

Караваджо, похоже, много думал о выражении лица и позе Матфея. И это вполне вероятно, поскольку это была его вторая работы на эту тему. Первая версия картины "Святой Матфей и ангел" была отвергнута его покровителями, которые наняли его для оформления капеллы в церкви Сан Луиджи деи Франчези, расположенной недалеко от площади Пьяцца Навона в Риме, поскольку они посчитали, что он изобразил святого с недостаточным почтением. В первой версии босые ноги и морщинистые брови Матфея были выделены особо, а ангел стоящим рядом с ним был изображён с любовью, вроде того как ребенок может стоять рядом со своим дедушкой или бабушкой.

Деталь картины Вдохновение святого Матфея, Караваджо
Деталь картины Вдохновение святого Матфея, Караваджо

Караваджо предпринял вторую попытку нарисовать сюжет на эту тему, на этот раз наполнив интимный обмен между святым и ангелом сопутствующим чувством благоговения. Вертикальное пространство используется для того, чтобы представить земное и небесное царства, а отношения между двумя фигурами наполнены еще большим количеством намеков на разворачивающуюся перед нами драму.

***

Если вам интересен Караваджо, можете прочесть другие мои статьи про него:

Грязная, но удивительная жизнь Караваджо, одного из самых почитаемых итальянских художников
Тайны искусства4 февраля 2022
10 самых известных картин Караваджо
Тайны искусства13 марта 2022

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк. Если вы хотите помочь в развитии канала, воспользуйтесь формой ниже:

***

#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство