Найти тему
Отводной марсианский

Убить дракона - почему притча 1988 года актуальна и поныне

Потому что это архетипическая история - на все времена.

У меня возникла нынче потребность пересмотреть этот фильм Захарова, который не шибко популярен: его не крутят постоянно на ТВ, как "Формулу любви" или того же Мюнхаузена, к примеру. Нет, конечно, и Мюнхаузен гениален, кто спорит, но вот "Убить дракона" пересматривать в свете современных событий в мире было реально тяжело, потому что я постоянно ловила себя на том, что смотрю как будто документальный фильм.

Про наше. Про то, что нас сегодня волнует. А не сказочку-фэнтези.

Конечно, в этом фильме есть и то, что отсылает к брежневским временам - тонкий троллинг генерального секретаря ЦК КПСС с его обыкновением целоваться с приближенными и специфическим образом произносить речи. Всё это блистательно играет любимый актер Леонов.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Вот же проблемы у людей были в эпоху так называемого застоя... Эх, Захаров, Леонов, Янковский и Абдулов - знали бы Вы, с чем нам приходится сталкиваться сейчас, в какую эпоху мы живем. Застой по сравнению с этим - золотая пора. Не дожили вышеперечисленные до наших светлых дней, да и статья не об этом.

Несколько моментов из фильма меня конкретно зацепило. Например, бургомист просит рыцаря Ланцелота уехать из города, не убивать дракона. Говорит, не нужны твои подвиги людям вовсе. Спроси у народа, говорит. И подводит Ланцелота к "народу".

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Очередь из представителей этого народа вьется до самого горизонта, и когда Ланцелот обращается к нескольким из них, они говорят заученные односложные фразы. И смотрят на рыцаря пустыми, абсолютно бессмысленными лицами.

Это их вот Ланцелот хочет освободить, рискуя собой, идя на подвиг и собираясь уничтожить дракона?

Ланцелот очень старался в этой битве. Чудом остался цел. И для кого, для чего?  Ведь людям это совсем не надо!
Ланцелот очень старался в этой битве. Чудом остался цел. И для кого, для чего? Ведь людям это совсем не надо!

Оно им явно не надо. Свобода им не нужна. На лицах только масочек нынешних не хватает - добавить их, и будет картина дня, которую можно наблюдать и сегодня.

Далее, когда в небе уже идет сражение Ланцелота и дракона, архивариус в городе спрашивает у людей: "Я стал плохо видеть, скажите мне, что происходит там, наверху?"

И вот один из простых человечков, простых горожан, ему отвечает: "Сегодня каждый сам за себя решает, что он видит".

Как по мне, это просто гениальная фраза. Она точнейшим образом описывает то, что происходит сегодня с нами, начиная с 2020. Поскольку врут кругом все и везде, перед каждым из нас поставлена задача: увидеть, понять, разобраться строго самостоятельно. Увидеть. Понять. И сказать себе - а что я вижу? Что происходит? Твой ответ и будет истиной. Спрашивать у других бесполезно. Это и есть главная работа сегодняшнего дня - найти ответ самому.

Ну а дальше там, в фильме, происходит вообще "прекрасное", пересмотрите, не поленитесь, - и Вы увидите, что бывает с людьми, когда Ланцелот побеждает дракона.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Это примерно то "веселье", которое нас ждет, и поскольку история о Ланцелоте и Драконе архитипическая, что-то вроде мифа на все времена, то избежать последствий не получится и у нас, как не получалось и у прежних поколений.

Любой архетип работает по своему собственному сюжету, по лекалу, который не объехать и не объегорить. Если тиран в фильме теряет "свою главную голову", то потом в городе начинается анархия и бардак. А также всегда найдется какой-нибудь предприимчивый "крендель", который присваивает себе заслуги настоящего победителя дракона.

А еще в данном случае показано, что происходит, когда людям дается свобода, которой они не заслужили, - очень хорошо видна их беспомощность и потерянность, злость и тупость. Ведь они не умеют с этой свободой обращаться и не знают, что с ней делать.

К тому же еще и у любого Ланцелота-победителя всегда есть риск самому стать драконом. Незаметненько так, постепенно.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В общем, финалы таких историй с прекрасными рыцарями и жестокими драконами всегда остаются неоднозначными и открытыми.

Именно поэтому никакой рыцарь-освободитель не поможет людям обрести их собственную свободу. Сами, всё сами.

Либо сами - либо никак.