Найти в Дзене

Законы развития

Развиваясь иконописец, постепенно набирая опыта, доходит до некоего тупика. Когда процесс его творческой деятельности застаивается, и он повторяет только то, что умеет, совершенствуясь только в искусности виртуозности исполнения в разных стилистических вариациях, но на деле он может стоять на месте. И для того чтобы дальше развиваться ему нужно вернуться к азам к началу. Когда достиг определенного уровня для дальнейшего развития, нужно начинать сначала. Совершенствование в познании мудрости Божией и благодати. Этого можно достичь с помощью педагогики или аскетики. На этом пути появляется возможность освоить начала деятельности иконописного служения и смириться. Постичь понятие об основе красоты, которая кроется не во внешнем виде иконы, а принципах организованности и взаимодействия материального начала на основах духовных закономерностей, которые универсальны и действуют во всех областях жизни.

Учиться каждый раз, начиная заново, дело трудное и болезненное. Для того, чтобы иконописец не завял на коньюктуре и не сварился в собственном соку в иконописных школах, прежде всего, учат смирению и терпению. Потому как гордость и самолюбование с чеславием сковывают и уводят в сторону от Богопознания и Церкви. Художникам, творчество которых построено на личной оригинальности и таланте, вообще трудно отказаться от своего и с большим трудом постичь Богом данное творчество.

Педагогу приходиться снисходить со своей высоты и подниматься обратно уже с учеником. Конечно, проще всего взять уже подготовленных студентов имеющих базовые знания и навыки. И направить их, доучить, поделиться опытом. Работать же с учеником с азов, с чистого листа намного трудней. И, казалось бы, зачем тратить силы и время? Но каков труд, такова и награда.

Больше пользы получит иконописец, который даже одного человека воспитает полноценно с начала. В таком труде перед педагогом станут такие вопросы, как с чего вообще начинается изображение, как обрести начальные навыки и развить осознанную художественную речь? И может так произойти, что сам педагог может увидеть, что и сам некоторыми основами не владел или владел интуитивно, что не давало ему определенной устойчивости. Делая что то сложное, можно не уметь и не осознавать первоначального простого. А в этом простом кроется ключ к развитию сложного.

Зная это и весь механизм создания иконописного произведения, искусствоведы и исследователи церковного искусства, стимулируют иконописцев к подлинной художественной речи. Стимулируют появление композиторских навыков. И многие иконописцы, находящиеся на передовой, на виду следуют направлению в эту сторону. Но не все осознают свои возможности.

Часто звучат речи о том, что достаточно учиться подражанию, пора уже заговорить на языке иконографии свободно и по новому. Когда явят нечто новое на основах традиции. Иконописцы как бы приглашаются на экзамен, который проявит их настоящие умения.

Практика показывает: если постоянно подражать и копировать, это редко приводит к умению самостоятельно сочинять. Если много учить стихов, это не гарантирует, что вы станете поэтом.

Кроме этого, нужно еще, что-то основательное, что лежит в области духовного откровения и не доступно всякому человеку. Мы знаем, что иконографию создавали подвижники наделенные дарами Святого Духа. И то что они создали человеку художнику не создать. Когда иконописец начинает интерпретировать древний образец на свой лад, получается иногда наивно, иногда досадно. Но мало кто это видит и может объяснить, в чем нелепость. Если же кто-то из иконописцев устремлен к композиторству, то он должен понимать прежде всего, то что в развитии должен быть порядок. Даже изучая иностранный язык невозможно перепрыгивать этапы. Потому что не изучив простого не постигнешь более сложного. Так же и в других науках. Но иконопись это не просто наука или ремесло, а труд духовный и постижение начинается с изучения азов духовной жизни и навыков аскезы. Но не в том смысле чтобы всем сесть на голодный паёк, а в приучении себя к канонам церковной жизни. То что касается художественной стороны иконописи, то нужно учитывать, что в греческой иконе содержаться основы пропорциональной модульной системы построения, принципы пятновой и объемной композиции, конструктивные и пластические основы, а так же стиль. Все эти компоненты следует изучать подробно и отдельно, как сольфеджио в музыке. Принципы организованности живописной материи в искусстве основаны на духовных началах. Которые в свою очередь универсальны и проявляются в психологии отношений между людьми в обществе, государстве, а так же внутри каждого человека. Присутствие этих основ созидания и организации материи в иконе создает её подлинность и подобие Божественному Творчеству, отраженному в видимой жизни.

На практике духовные основы переводятся в простые видимые изобразительные формы, которые в последствие обогащаются внешней красотой в умеренной степени. Проявляются они в порядке и взаимодействии соотношений видимых элементов изображения. В общем-то, изображение воспринимается как цельное действие основанное на множестве взаимосвязей. Это не просто статичная картина, икона подобна молитве на распев звучащей во времени. При этом малейшая дисгармония очевидна. Но следует правильно понимать, что есть иконы народные, простые, но написаны они без фальши, они так же подобны самобытным древним молитвенным напевам.

Здесь мы сталкиваемся с делемой: с одной стороны греческая икона с ее законами пропорции, ритма и стиля. С другой стороны самобытное народное воспроизведение. Для материального сознания это парадокс, а для духовного живое единство проявления Божественной гармонии. Духовные основы созидания могут проявляться и в математике и в импровизированных гармониях души, но только не в деструктивном безобразии или рационализме.

Освоение основ иконописного творчества пренебрегаемо иконописцами, как дело трудное и затратное по времени и силам. Гораздо проще написать икону на основе компиляции с нескольких древних образцов. В итоге развивается ремесленность и коньюктурность, всемозможные изыски в техниках и материалах прельщающие взоры и вкусы. Но за всем благолепием часто содержится духовная и смысловая пустота и чистый формализм в содержаниях выражения ликов.

Роль педагогики иконописных школ, прежде всего лежит в двух областях: воспитании православного иконописца и получении умения переводить духовные основы в видимые иконографические формы.