Найти тему
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Деятельность Instagram и Facebook признана экстремистской и запрещена: что это значит

Оглавление

21 марта Тверской суд российской столицы признал деятельность сервисов Facebook и Instagram, которыми владеет компания Meta Platforms Inc., экстремистской. Указанные социальные сети запрещены на территории РФ.

Как быть россиянам, которые пользуются Instagram и Facebook? Можно ли публиковать в этих соцсетях сообщения или размещать в них рекламу?

Соцсети Facebook и Instagram под запретом
Соцсети Facebook и Instagram под запретом

Что можно российским пользователям Instagram и Facebook?

Прокурор, который участвовал в судебном процессе о признании компании экстремистской организацией, заявил, что пользование Facebook и Instagram российскими гражданами и компаниями экстремизмом не является. То есть россиянам, которые будут продолжать пользоваться запрещенными сетями, бояться нечего.

По словам адвоката Алексея Гавришева (AVG Legal), ведение аккаунтов в соцсетях, в том числе с применением VPN, не попадает под признаки запрещенной деятельности. Разумеется, при условии, что публикации пользователей не содержат экстремистских призывов. О том, что россиян не будут наказывать за Facebook и Instagram, говорил ранее и сенатор Андрей Клишас.

РБК напоминает, что решение о запрете платформ компании Meta не распространяется на мессенджер WhatsApp — хотя этот сервис также принадлежит Meta, он, по мнению суда, не имеет функций для публичного распространения информации.

Как отметил юрист Сергей Гландин (Pen & Paper), пока практики привлечения к ответственности за публикации на запрещенных платформах в России не было. Однако эксперт не исключает, что такая практика появится, если кто-то опубликует антиправительственный пост. А вот сотрудники Meta в России рискуют, потому что теперь их можно признать экстремистами.

Есть риски и для провайдеров интернета, операторов мобильной связи, поисковиков, потому что они должны будут как-то маркировать запрещенные ресурсы и ограничивать доступ к ним, иначе столкнутся с многомиллионными штрафами.

Как считает Алексей Гавришев, россиян не будут наказывать и за покупку рекламы в сервисах Meta (тем более, что Facebook и Instagram перестали принимать платежи на территории РФ, и реклама в этих соцсетях оказалась недоступной для большинства российских рекламодателей). Юрист полагает, что к уголовной ответственности могут быть привлечены только лица, которые ведут свои аккаунты с целью нарушить законодательство России.

За что могут привлечь?

Сергей Гландин напомнил о статье 282.3 УК РФ, которая предполагает наказание за финансирование экстремизма (до 8 лет лишения свободы). По мнению Гландина, человек, который приобрел акции Meta за границей, может быть привлечен в России к ответственности. Есть риски и для лиц с двойным гражданством.

Ранее акциями Meta торговали на Московской и Санкт-Петербургской биржах. Как полагают некоторые эксперты, владельцев акций запрещенной американской компании нельзя обвинить в финансировании экстремизма, потому что они, имея акции, не управляют организацией.

Российская ассоциация электронных коммуникаций разъясняет, что к ответственности в России могут привлечь за:

  • за оказание услуг компании Meta или выполнение работ для нее;
  • за заказ у компании платных услуг, в том числе размещение рекламы, и платежи в пользу Meta;
  • за публичную демонстрацию логотипа.
Риски для пользователей социальных сетей возрастают
Риски для пользователей социальных сетей возрастают

По словам эксперта Тимофея Щербакова (РБК), ситуация с запретом социальных сетей Meta беспрецедентная, и пока не понятно, как все будет. Сейчас каждая российская компания сама решает, как ей поступать с аккаунтами в запрещенных сетях, упоминать запрещенные платформы или нет. Однако большинство, включая РБК, будут избегать использования символики Facebook и Instagram, а также ссылок на эти соцсети. Ориентироваться нужно, как считает Щербаков, на комментарии официальных лиц, а также на правоприменительную практику.

В пресс службе Роскомнадзора сообщили, что в соответствии со статьей 4 Закона "О СМИ" российские средства массовой информации должны маркировать компанию Meta, а также запрещенные соцсети, которыми она владеет. То есть СМИ должны указывать, что деятельность Meta, Facebook и Instagram на территории РФ запрещена.

-----