Как преодолеть шок начала войны

С начала войны прошло уже 3 недели, в которые, как это понятно, я только и занимался тем, что называется кризисным консультированием, причем как в рамках индивидуальной, так и в рамках групповой терапии. Что-то похожее было в 2020-м, но экзистенциальная угроза для всех была не такой явной.

Большинство тех, кто не находится в зоне боевых действий, уже отошло от шока и в той или иной степени приняло новую реальность (принятие новой реальности, выход из шока, проживание тяжёлых эмоций и являются на первых этапах целями терапии). Нет, конечно, у многих зашкаливает уровень тревоги и страха, острое стессовое расстройство тоже даёт о себе знать, но все это уже не носит характер аффекта и паники, как в первые дни. Люди конечно очень взволнованы, но это тот случай, когда взволнованность нужна для решения кучи задач, которые перед всеми внезапно появились (задачи выживания и безопасности прежде всего).

Несис-Михайличенко Элишева. 10 казней Египетских. Кровь. https://artnow.ru/ru/gallery/3/2302/picture/0/903579.html?sen=194
Несис-Михайличенко Элишева. 10 казней Египетских. Кровь. https://artnow.ru/ru/gallery/3/2302/picture/0/903579.html?sen=194

Конечно, многие вытеснили переживания первых дней войны, что обязательно проявится в дальнейшем, многие до сих пор не владеют собой из-за стресса, им, конечно, нужна помощь. Конечно, и ПТСР даст о себе знать у некоторых в дальнейшем.

Поскольку за прошедшее время мне удалось немного наблатыкаться в кризисном консультировании (а это не является моей специальностью, но оказывается, блин, востребованным все чаще), я решил расписать для себя и для тех, кому это будет полезно, алгоритм выхода из шока начала войны.

Подробно расписывать не буду, только основные тезисы. Может кому будет полезно. И мне останется шпаргалка.

1. На первом шаге важно дать голос шоковой реакции. Надо проговорить, что с вами происходит, что вы думаете о происходящем, как это все коснется и касается именно вас и т.д. Это позволяет первично когнитивно обработать аффективные реакции на ситуацию.

Обычно на этом этапе важно проговорить, атака на какие представления о мире привела к шоку (о том, что плохое случается с другими, но не со мной, о том, что если все делать правильно, все будет хорошо, о том, что те, кто у власти - люди рациональные и поступают по разуму, что ты в состоянии понять, разобраться в происходящем и правильно отреагировать на это и т.д.).

2. На следующем этапе начинает главенствовать тревога. Все, что происходит с человеком очень напоминает типичное генерализованное тревожное расстройство и работать нужно соответственно: переводить тревогу в страх - определить, чего конкретно плохого может случится и что в каждом повороте событий необходимо делать. У меня в кабинете, например была модной темой, что делать во время бомбардировки города. К счастью, рекомендаций на этот случай полно. А уровень знаний о том, что происходит во время ядерной войны у среднего жителя Минска из среднего класса значительно увеличился.

3. Поскольку мы обсуждаем проблемы тех, кто находится не в зоне боевых действий, но рядом, принципиальным моментом выведения человека из шока является разотождествление их с теми, кто находится на войне. Там очень много родных, близких, друзей, мы очень живо представляем и своими глазами видим, что случается, когда привычный безопасный мир рушится и в этом эмоциональном слиянии с ними мы теряем всякий контроль над собой и своей жизнью, хотя мы находимся в другой ситуации, в относительно большей безопасности и т.д. Что бы мы ни переживали в эмоциональном слиянии, объективная реальность состоит в том, что у нас совершенно другая ситуация и наша задача состоит в том, чтобы рационально и целесообразно действовать в нашей ситуации, а не в их, которой у нас нет. Это позволит более спокойно ориентироваться в ситуации и менее интенсивно переживать ее. И приступать к решению актуальных для нас (спасение сбережений, помощь родственникам из зоны боевых действий и т.д.) задач.

4. Как только мы начинаем действовать, сориентировавшись в новой ситуации, мы начинаем замечать признаки острого стрессового расстройства. И они уже мешают действовать. Поэтому мы их и замечаем. И тогда важно, хотя бы для того, чтобы действовать более эффективно, снижать степень стресса. Традиционными методами: релаксацией, информационной и отношенческой гигиеной, налаживанием повседневных бытовых занятий и т.д.

5. В антистрессовые мероприятия входит и обращение к хорошим копинговым стратегиям. Поскольку ситуация по-прежнему опасна и неопределена, нас все равно будет мучить тревога и прочие тяжёлые эмоции, вызванные тяжёлыми мыслями. Чтобы уйти от них (а это важно, чтобы организм и психика отдыхали и не истощились от напряжения) мы часто обращаемся к "плохому копингу" - бухаем, ширяемся, истязаем тело и т.д., плохое оно потому, что вредит нашему телесному здоровью. Хороший копинг призван и телу вред не принести, и эмоциональное напряжение ослабить. Поэтому нам предстоит найти хороший копинг для себя. Это может быть интенсивный спорт, просмотр сериалов, вязание, походы на природу, посиделки с друзьями (вспомните последнюю сцену из фильма "Не смотрите наверх") и т.д. и т.п. Для управленцев очень полезным копингом, перестающим даже быть копингом, является рационализация - попытка понять и разобраться в причинах и последствиях происходящего.

6. Жизнь и смерть. Война у нас всегда ассоциируется со смертью. Да, ещё со страдантями, лишениями, бедами близких, но за всем этим стоит смерть. И вот она давит на нас как огромная бетонная плита. И мы под этим грузом находимся. При том, что мы ещё живые. И весь вопрос в том, ради чего в этих экстремальных ситуациях нам стоит шевелиться. Ради жизни. Под которой мы будем понимать что-то, что ассоциируется у нас с настоящей, подлинной жизнью - речь о тех мгновениях радости, счастья и наполненности, которые были в нашей жизни, а возможно ещё и будут. Удивительно, что на наших терапевтических группах счастье и подлинная жизнь ассоциируется с простейшими вещами: печёной в костре картошкой в деревне в детстве, барабанящим по палатке дождем в походе, играми на семейном празднике. А ведь что-то из этого можно сделать и сейчас. И получить мотивацию жить дальше, не говоря уже об отдыхе от стресса.

7. Ревизия ценностей. Как только мы на своем опыте осознаем, какие простые вещи олицетворяют настоящую жизнь, можно начинать переосмысление ценностей, тем более, что это так понадобится в начавшийся период экономического, политического и соцального кризиса. Наверное нам предстоит подвергнуть сомнению значимость простых буржуазных ценностей (потому что по ним будет нанесен основной средовой удар) и опереться на что-то более глобальное и трансцендентное.

Вообще, эта война разрушила много иллюзий: безопасности, разумного поведения, неприкосновенности частной собственности и т.д. и т.п., нам предстоит пройти множество стрессовых ситуаций и потому, наверное, антистресс будет важнейшим навыком для нас в этом наступившем новом "светлом" мире. Поэтому, если у вас появились свои алгоритмы совладения с пролонгированным стрессом - делитесь.