Найти в Дзене

Фотограф Валерий Ефремов про объектив монокль

Вопрос зачем нужен монокль отпадает при взгляде на его рисунок: картинка дышит, мы чувствуем воздух, физически ощущаем струящийся свет. Сюжет, как бы оживает, притягивает и приглашает к созерцанию. Моноклевые снимки обладают ярко выраженной аурой, некой метафизической составляющей. Монокль предоставляет возможность увидеть окружающий мир с позиции прошлых веков. Став в 2014 году счастливым обладателем своего первого объектива-монокля, и поддавшись обаянию сделанных с его помощью снимков, я пришел к твердому убеждению, что моноклем можно снимать все. Я долго пребывал в этом прекрасном заблуждении. Да, действительно, снимать можно все, но существует необходимость оценки того, что мы хотим увидеть в конечном результате. Есть сюжеты, как будто специально созданные для съемки моноклем, а есть сцены, которые монокль может только испортить. Традиционные объекты съемки моноклем – это портрет, пейзаж, натюрморт. В портрете, со знакомого лица исчезают случайные черты, мы видим свет, настроение,

Вопрос зачем нужен монокль отпадает при взгляде на его рисунок: картинка дышит, мы чувствуем воздух, физически ощущаем струящийся свет. Сюжет, как бы оживает, притягивает и приглашает к созерцанию. Моноклевые снимки обладают ярко выраженной аурой, некой метафизической составляющей. Монокль предоставляет возможность увидеть окружающий мир с позиции прошлых веков.

Валерий Ефремов, снято на монокль Вячеслава Зитева 26 мм
Валерий Ефремов, снято на монокль Вячеслава Зитева 26 мм

Став в 2014 году счастливым обладателем своего первого объектива-монокля, и поддавшись обаянию сделанных с его помощью снимков, я пришел к твердому убеждению, что моноклем можно снимать все. Я долго пребывал в этом прекрасном заблуждении. Да, действительно, снимать можно все, но существует необходимость оценки того, что мы хотим увидеть в конечном результате. Есть сюжеты, как будто специально созданные для съемки моноклем, а есть сцены, которые монокль может только испортить.

Валерий Ефремов, снято на монокль Вячеслава Зитева 50 мм
Валерий Ефремов, снято на монокль Вячеслава Зитева 50 мм

Традиционные объекты съемки моноклем – это портрет, пейзаж, натюрморт. В портрете, со знакомого лица исчезают случайные черты, мы видим свет, настроение, экспрессию, человек как бы существует вне времени, вне эпохи. В пейзаже воздух становится осязаемым, струящийся свет порой приобретает некую телесность, с неподражаемым изяществом передаются нюансы живой натуры. Натюрморт деликатно преподносит нам свою визуальную историю. С некоторыми ограничениями монокль хорош и в жанровой фотографии. Только вы сами можете почувствовать ту грань, где можно и нужно использовать монокль, а где необходимо взять другой объектив. Приглядитесь к фотографиям признанных мастеров пикториализма, живописи импрессионистов, прочувствуйте все нюансы.

Валерий Ефремов, снято на монокль Вячеслава Зитева 26 мм
Валерий Ефремов, снято на монокль Вячеслава Зитева 26 мм

Классическая моноклевая фотография подразумевает использование пленочной фототехники, но эта связь скорее метафизическая. Изменяя и сохраняя на протяжении всего процесса его составляющие и субстанции, устанавливается непосредственная связь между объектом съемки и полученным изображением. Тем не менее, монокль прекрасно себя чувствует на цифровой камере.

Валерий Ефремов, снято на монокль Вячеслава Зитева 26 мм
Валерий Ефремов, снято на монокль Вячеслава Зитева 26 мм

Если у вас есть желание перейти от оптического пикториализма (создание художественного изображения при помощи объектива) к техническому пикториализму (создание художественного изображения при помощи постобработки и печати), вы можете получить цифровой негатив и производить все необходимые манипуляции, как при классическом бромосеребряном или другом способе получения отпечатка. Вопреки устоявшимся взглядам, цифровая фотография, ввиду простоты получения пикториальных имитаций, гораздо ближе к пикториализму, чем классическая аналоговая фотография.

Валерий Ефремов, снято на монокль Вячеслава Зитева 50 мм
Валерий Ефремов, снято на монокль Вячеслава Зитева 50 мм

К сожалению, масса снимков, сделанных с помощью монокля и заполнивших интернет, по сути никакого отношения к моноклю не имеет, а представляет собой некое «мыльное» изображение, в котором уже невозможно уловить связь с художественным, импрессионистским началом. Монокль – это достаточно резкий объектив, обладающий характерными особенностями, выражающимися в деликатной, мягкой подаче объекта съемки, своеобразной пластике и передаче воздуха и света.

Валерий Ефремов, снято на монокль Вячеслава Зитева 26 мм
Валерий Ефремов, снято на монокль Вячеслава Зитева 26 мм

«Незначительно изменяя диафрагму, можно легко получить и туманный импрессионистский этюд, и совершенно ясную, в меру детализированную картину, реалистичную настолько, что ее живое пространство втягивает в себя почти как стереопара» (Г. Колосов, «Монокль на малоформатной камере»).

Валерий Ефремов, снято на монокль Вячеслава Зитева 26 мм
Валерий Ефремов, снято на монокль Вячеслава Зитева 26 мм

Можно бесконечно спорить, нужен ли цвет при съемке моноклем. Но это скорее ваша субъективная характеристика, как фотографа или зрителя. Если мы хотим следовать тем принципам, которые заложены классической фотографией, просто потому что нам это нравится, то мы используем монохромное изображение. Но не стоит забывать, что во времена появления простейшего объектива под названием монокль, цветной фотографии не существовало, в противном случае, может быть, мы бы так же увлеченно рассматривали и цветные отпечатки, выполненные мастерами фотографии прошлого, и у нас не возникало бы дилеммы цвет или монохром.

Автор текста и фотографий Валерий Ефремов

Больше фотографий автора на сайте http://monoclemania.com/

Все фотографии сняты моноклями мастера Вячеслава Зитева https://vk.com/monolens

Monolens.ru - изготовление арт-объективов на заказ