Когда умерли мои бабушка и дедушка, мама начала выносить из их подвала запасы: пожелтевшее сало, тонны круп и сахара (много - побитых шашелью), старый советский стиральный порошок, которым она стирала больше 5 лет. Вот такие запасы. Не знаю, ходили бы они сейчас за сахаром в магазин... вряд ли. Они запаслись заранее.
Когда я вышла замуж, мама привезла мне целый грузовик "приданного" - полотенца, постельное белье (натуральный хлопок и лен, оно великолепно, только мне его очень лень гладить)... хрусталь. Столовые приборы....
Я злилась, очень злилась. Зачем мне весь этот хлам? Я хотела нового, модного, актуального! Я хотела ходить в магазины и выбирать для себя то, что мне понравится, но в нашу небольшую квартирку это не влезало, потому что полки были забиты мамиными стараниями.
Интересно, мне хотелось нового почему? Потому что модно хотеть нового, покупать? Потому что мне забили голову маркетологи? «Потому что я этого достойна»?
Долгие годы я досадовала на себя, что мой гардероб не богат и не стилен и я не одета с ног до головы в бренды. Я никогда не проводила зиму на Бали. Мне было досадно, завидно.
Даже массмаркета у меня был немного,и это не потому, что я «разумный потребитель», а потому что у меня не было возможностей им слишком уж тариться.
И я очень хорошо понимаю бабушку и маму, которые, когда дорвались, стали запасаться.
Я помню, как одна незначительная схема из тома «Скарлет» меня впечатлила настолько, что я мечтала так же: когда Скарлет прибыла в Ирландию и попала на какой-то национальный праздник… Ярмарка, шерстяные платки, разноцветные юбки. Она кинула кошелек служанке и сказала: «Останови меня раньше, чем закончатся деньги».
Мне кажется, поэтому Скарлет, которая поклялась больше никогда не голодать, так нам понятна. О чем клялась моя бабушка, которая во время голодомора в 1930х лежала в обнимку с коровой и обе плакали? О чем клялась моя мама, обнаружившая утром, что вчерашние накопления на машины и свадьбы детям, умножены на 0?
Может, поэтому мы так сиганули в эпоху потребления: вековые дефициты, необходимость выживания, сами по себе создали травму недостатка…?
Почти месяц назад, когда случилось (вот-это-вот-все) - с трудом оправившись от шока (а оправиться нужно было, потому что ресурсное состояние – это мой рабочий инструмент), знаете, что я купила? Я заказала новую подушку и одеяло. Я поняла, что большего кайфа, чем я испытываю в своем доме, рядом со своей семьей, в нежной чистой родной постели с любимой книгой в руках – мне не даст никакое Бали и никакой Гуччи (кстати, посмотрела фильм, видно не вовремя я его посмотрела, фу).
Я со жгучей нежностью оценила то, что вокруг меня, то, что у меня есть. С благодарностью к каждому своему дню и каждому своему выбору, я подумала: как немного мне нужно, на самом деле, из материального.
Мне вдруг стало отвратительно. Стремление к изобилию увиделось мне излишним, оно незаслуженно стало ценностью само по себе. Как я могла досадовать из-за недостатка вот этих вот тряпок? Мне вдруг стало понятно, почему алчность и чревоугодие входят в список смертных грехов. Потому, что это – не выбор, который человек делает чистой душой. Это страсть, которая рождается из давно забытого, не принадлежащего тебе страха.
Но где грань между необходимостью «наесться» для того, кто претерпел лишения и жадностью и смещением ценностей для того, кто этого лишения никогда и не испытывал?
Недавно я наткнулась на статью о греческих стоиках, которые говорили о том, что человеку важно самому создавать себе трудности, чтобы обнаружить, без чего он может обойтись и уменьшить страх потерять эти вещи. Чтобы напомнить себе, что горбушка хлеба с растительным маслом (пробовали?) могут быть такими же приятными как банкет, а полноценный сон – как отпуск.
Аскеза – другая крайность – часто сейчас используется «в миру» для достижения каких-то целей. Отречение, самоограничение как осознанный выбор, говорят, освобождают энергию для действительно важных дел. Прокачка воли. Осознанность. Нелегкое, но интересное испытание.
Как вы думаете, может ли умеренность стать новой ценностью? Вот чтобы не качаться от излишеств к аскезе, а быть разумным, аккуратным и бережливым? Для каждого из нас, чтобы не отождествляться с материальными ценностями, и для всех вместе – чтобы не создавать дефицит и последующую за ним травму.. Как учат стоики и проповедники?
Скажите, как вы думаете, мы можем сами, а не по воле обстоятельств и из-за лишений:
- культивировать свою признательность от того что у нас уже есть и что нам нравится…
- оживлять свой разум, тренируясь и укрепляя внутреннюю свободу…
- осознавать, что большая часть наших страданий заключается не в фактологии, а в нашем отношении к реальности…
- практиковать самодисциплину и проверять свой стоицизм…
- сопереживать нашим предкам и людям которые менее благополучны, но не убиваться чувством вины и не разрушать себя поэтому?
Мне кажется, самое время начать.
Самое время не впадать в панику, не бежать за сахаром (а что с ним, кстати, в таком количестве делают?), а, убедившись, что вы в безопасности – радостно выдохнуть и оглянуться по сторонам в поисках возможностей и создании новых ценностей.
Что думаете? Возможно это все или это все утопия?