У Николая II и его супруги Александры Фёдоровны родилось 4 дочери и сын Алексей. Во время правления отца три дочери (Ольга, Татьяна и Мария) уже достигли того возраста, когда им можно было вступать в брак.
Однако этого не произошло... Почему?
В 1914 г. Ольге исполнилось 19 лет, Татьяне 17 лет, Марии 15.
Девушки были именно в том возрасте, когда родителям нужно было подыскивать им женихов.
Как пишет исследовательница Н. А. Черкасская, в обществе ходили слухи о предстоящих браках великих княжон с балканскими королевичами:
Ольга выйдет замуж за королевича Георгия Карагеоргиевича
Татьяна – за кронпринца греческого Георга
Мария – за кронпринца Румынии Кароля
Анастасия – за царевича Бориса Болгарского
Если бы эти свадьбы состоялись, то Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия могли стать «королевами Балкан».
Хотели ли такого расклада сами девушки? Кого они по-настоящему любили?
Ольга Николаевна - самая старшая и самая завидная невеста
В 1894 г. в семье Романовых был заключен первый внутридинастический брак - великий князь Александр Михайлович (внук Николая I) взял в жены свою двоюродную племянницу Ксению Александровну (дочь Александра III).
Так стали возможны браки внутри разветвленной семьи Романовых. Поэтому и к Ольге сватались женихи из числа родственников.
Ещё в 1912 г. должна была состояться помолвка Ольги с великим князем Дмитрием Павловичем, который являлся двоюродным братом Николая II. Ольга и Дмитрий очень нежно относились друг к другу, однако Александра Фёдоровна настояла на разрыве их отношений из-за нескрываемой антипатии Дмитрия к Григорию Распутину.
Позже именно Дмитрий Павлович в компании с Феликсом Юсуповым и другими лицами участвовал в убийстве Распутина в ночь на 17 декабря 1916 г.
В 1916 г. другим претендентом на руку, но не сердце Ольги стал великий князь Борис Владимирович, которого сватала великая княгиня Мария Павловна. Борис был старше Ольги на 18 лет и приходился ей двоюродным дядей. Свадьбы также не случилось.
Однако не одни родственники-женихи были в списке теоретических супругов Великой княжны.
Во время Первой мировой существовал неосуществлённый план брака Ольги с румынским принцем - будущим Каролем II, но Ольга Николаевна категорически отказывалась покидать Россию.
По свидетельству Пьера Жильяра, учителя царских детей, Ольга говорила, что будет чувствовать себя чужой в новой стране, являясь русской.
Исследовательница Н. А. Черкасская отмечает, что
«Многие великие княжны и княжны императорской крови не желали покидать Россию, так как особенно остро ощущали свою национальную идентичность и понимали, что не смогли бы жить в чужой для них стране».
По мнению некоторых исследователей, Ольга одно время была увлечена лейтенантом Павлом Вороновым, но, возможно, авторы просто подогнали под тайного С. (так княжна шифровала имя своего увлечения в дневнике) Павла Воронова как наиболее подходящую кандидатуру. И всё же в письмах княжны есть упоминания о Воронове.
Из письма Ольги Николаевны:
22 ноября 1914
Неожиданно встретили Павла Алексеевича [Воронова] на извозчике, что было очень приятно.
Во время войны Ольга стала сестрой милосердия. Есть свидетельства, что в Царскосельском госпитале у неё появился возлюбленный - Дмитрий Шах-Багов. Его она часто упоминает в своих дневниках.
Из дневников Ольги Николаевны:
5 июня 1915
Перевязала 2 нижних чинов, Побаевского и Шах-Багова, он очень милый, маленький. Говорила с ним в коридоре и другими.
23 июня 1915
Скучно очень без маленького душки Шах-Багова.
2 октября 1915
Ко всем зашла и долго с Митей [Шах-Баговым] душкой сидела на окне, после в кресле, он на столе, и вязала. У него 37,1, а вечером хорошо, в толстом халате.
12 сентября 1916
Хочу видеть Митю [Шах-Багова].
Итак, Ольга не успела выйти замуж. Но что другие сестры?
Татьяна Николаевна и идеальный зять «Душка»
В начале 1914 г. Николай II серьёзно рассматривал предложение сербского короля Петра I женить своего младшего сына князя Александра на Татьяне Николаевне.
Русский царь даже пригласил потенциального свата и зятя на семейный ужин. В тот вечер князь Александр познакомился с Татьяной. Но, к сожалению, переговоры о браке закончились в связи с началом Первой мировой войны. Татьяна и Александр переписывались до трагической гибели царской семьи, сохраняя нежные чувства друг к другу.
Также рассматривалась возможность брака Татьяны с одним из британских принцев, что, однако, по замечанию Н.А. Черкасской, было непопулярно в самой Англии.
В 1914 году Татьяна влюбилась в корнета Уланского Её Величества лейб-гвардии полка Дмитрия Яковлевича Маламу, с которым познакомилась в госпитале.
Из дневников Татьяны Николаевны:
27 сентября 1914
Заходили ко всем, сидели у наших. Малама снимал. Страшно был мил. Уже ходит сам, но, конечно, хромает еще.
21 октября 1914
Сидела с Маламой до 5.45. Остальные сидели с другими.
23 октября 1914
Немножко в коридоре говорила с Маламой душкой, потом пошли к ним в палату и снимались. Сегодня мой душка Малама выписывается из лазарета. Ужас как мне жалко.
28 октября 1914
После обеда в 9.15 приехал к нам Малама душка и сидел до 10.15. Ужас как была рада его видеть, он был страшно мил.
По воспоминаниям И. Степанова, лежавшего в одной палате с Дмитрием Маламой, «великая княжна частенько задерживалась у постели Дмитрия: обыкновенно княжны уходили из перевязочной раньше матери и, пройдя по всем палатам, садились в нашей, последней, и там ждали её. Татьяна Николаевна садилась всегда около Маламы».
Дмитрию Маламе симпатизировала и императрица Александра Фёдоровна, писавшая Николаю II, что Малама «был бы превосходным зятем - почему иностранные принцы не похожи на него?».
После Октябрьской революции Малама принял командование над эскадроном Ея Величества и влился в ряды Белой армии на юге.
Дмитрий стал искать смерти в бою, когда узнал о расстреле княжны Татьяны Николаевны. И нашёл - Малама был зарублен будённовцами.
Мария Николаевна - «госпожа Деменкова»
Великая княжна Мария признавалась своей няне мисс Игер, что желает выйти замуж за солдата и иметь как минимум двадцать детей.
В первый раз Марии показалось, что она влюблена, в одиннадцатилетнем возрасте. Имя её избранника неизвестно, но сохранилось письмо Александры Фёдоровны, в котором она советует дочери не грустить и постараться не думать постоянно только о «нём».
Румынский наследный принц Кароль после неудачного сватовства к Ольге не спешил уезжать из Петербурга и в итоге попросил у императора руки Марии, но император ответил, что «Мэри ещё совсем ребёнок, и добродушно посмеялся над этим».
Во время Первой мировой войны Мария без памяти влюбилась в офицера флота Николая Деменкова, с которым она познакомилась в 1913 г.
Мария частенько просила своего отца, чтобы он дал ей добро на отношения с Деменковым. И бывало, что она в шутку подписывала письма, отправляемые отцу, «госпожа Деменкова».
Сестры иногда поддразнивали Марию, называя Деменкова «Мариин толстяк».
Из писем Марии Николаевны:
5 апреля 1915
Мой Деменьков был очень мил и представил нам всех актеров.
14 марта 1916
Ну вот, Николай Дмитриевич [Деменков] уехал в субботу. Я с ним говорила по телефону. Он страшно радовался ехать. Помнишь, я ему рубашку шила, ну, я его спросила, и он сказал, что она ему совсем хороша.
Из письма Ольги Николаевны
11 апреля 1915
Завтра Аня приглашает его, Виктора Эрастовича и Деменькова к чаю (и нас). Мари, конечно, радуется, как мопс.
Николай Деменков умер 5 ноября 1950 г., и, судя по всему, так и не обзавелся семьёй.
Отцовские планы Николая
Ни одна дочь последнего русского царя так и познала счастье брака, хотя сам Николай II женился на своей супруге, несмотря на запрет родителей, и даже не обращал внимание на неприязнь народа к принцессе Гессен-Дармштадтской с момента её первого появления в России.
Император мечтал выдать своих дочерей за знатных иностранцев и изменить его планы было просто невозможно.
Однако отдавал ли он отчёт, что королевские дома Европы не захотят родниться с русским императором, потому что знают о том, что девушки являются носителями гена гемофилии, и мужское потомство, которое они оставят, будет больным?
Вряд ли европейские правители хотели рисковать престижем своих династий.
А потому лучшим вариантом для русского царя было выдать дочерей замуж за тех, кого они по-настоящему любили. Тем более, что в стремительно меняющемся XX веке это уже можно было допустить... но история в очередной раз сказала своё слово, и для четырёх дочерей Николая II надежды на семейное счастье рухнули в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге.
#николайвторой #романовы #династическиебраки