МĂНКУН (Велик День). Главный День празднования в 2022г. 24 марта-Четверг. Мăнкун (мункун) — весенний праздник рода по приему духов предков. Дни празднования являются нерабочими, праздными. Это один из самых Великих праздников в календаре чувашской религии. «Мункун приходит гордо, а çăварни — с раскрытым ртом», — говорят в народе. Он наполнен торжественностью и радостью, отмечается необыкновенно пристойно, трезво и целомудренно. В широком смысле мункун включает и калăм. Мăнкун начинается с калăма в среду. В четверг, во второй день, начинается непосредственно мăнкун-мункун, который буквально называется «днем духов предков». Этот праздник отмечается всем этносом, во всех домах в один и тот же день — Четверг. Полагают, что души предков гостят в своих домах от мункуна до çимĕк. Чуваши, соблюдающие древние традиции, осознают, что мункун и Пасха не одно и то же. В объяснение они говорят: «Экий, наш мункун существовал давно, раньше вашего, поэтому мы и праздник отмечаем раньше вас». До прихода гостей хозяин обходит свой дом, двор и огород и окуривает хозяйство. В вербальном тексте он просит Турă изгнать всех злых духов-усалов. На мункун моется изба весенней водой (пол, стены, потолок). Как и в любой праздник, в среду мылись в бане. Не имеющие нарядной одежды к мункуну начинали готовить обновку. Женщины приступали к шитью рубашек, брюк и носков. Преобладал белый цвет. Вся старая одежда выстиривалась. Кто в состоянии, покупал сапоги, остальные одевали новые лапти. Раньше у чувашей базары проводились по средам. А в калăм базары выглядели более празднично. Калăм открывает древнечувашский календарь и фактически является первым днем Нового Года. Несмотря на то, что калăм является первым днем мункуна, он настолько выделяется, что возможно рассматривать его отдельно. В калăм существовал обычай сажать пришедшего первым в дом человека на подушку. В руку ему давали яйца. Считали, если гость будет сидеть на подушке спокойно, то куры и гуси хорошо выведут цыплят. Как встретит хозяин гостя (пусть он и нежеланный), так и пойдут дела: «Нам Турă посылает гостя в этот день. Все зависит от хозяина, от его сердечного расположения. Мне мама так говорила. Не следует в этот день отвергать никого. Моей маме ее мать так говорила. А я говорю моим детям. Никого не надо выгонять. Нам Турă посылает гостя. Не ругайте его», — из заключения знахарки. Поскольку калăм приходится на переломный период в обрядовом календаре, он отличается и разгулом всех духов. В ночь на среду ни один колдун не остается дома, все выходят на порчу. В целях защиты хозяева домов на окна, двери, ворота, гумна и т.д. втыкают рябиновые прутики, возводят «железную ограду» вилами, наносят кресты мелом. Со двора убирают всю одежду и тряпки. Колдуны выходят из своих домов, превратившись в разных животных — в птицу, свинью, собаку и т.д., а также могут принять вид предметов (корыта, сукна и т.д.). Если колдун не будет заниматься в эту ночь порчей, то ему самому придется очень тяжело. Действия мăнкуна-мункуна начинаются с обряда, называемого «сожжение старых лаптей». В исследованиях по славянскому материалу он, больше известен как «греть покойников». Для этого весь год собирали изношенные лапти, а за неделю сушили. Вместо лаптей также использовали кору или солому. День сожжения — четверг. Сжигали с наступлением темноты, т.е. практически в начале пятницы. Рассказы о сжигании днем или утром неверны. Местом для сжигания могли быть горка за речкой, овраг, берег, улица, околица, перекресток, баня. Как видим, все локусы имеют связь с духами предков. Собирались по пять — шесть человек (= домов) или всей деревней на центральной площади (= перекрестке улиц). Из каждого дома к костру выносят пиво, крашеные яйца, ватрушки, блины. Зажигают костер, и начинается угощение духов предков. Угощают друг друга, остатки выливают. Приглашают покойников в гости, а сами пляшут под музыку, затем перепрыгивают через костер по три раза и уходят домой. Конечно, верна мысль о том, что в огне нуждаются не только живые, но и мертвые. Однако кочующее из книги в книгу определение «греть покойников», скорее всего речь идет здесь об очищении в широком смысле: сжигании старых вещей, очищении огнем (перепрыгивание). Вместе с тем создавали свет для идущих домой в темноте духов предков. Молодежь в эти дни выходит на улицу и собирается там, где лучше подсохла земля. Играют в разные игры. Парни все время старались быть рядом с девушками, которым они симпатизировали, угощали их пряниками, конфетами. Девушки угощали парней орехами, собранными в лесу. Часть молодежи смотрела за скотом. На ночь парни и девушки на улице не оставались. На мункун на улицах для молодежи устраивали большие качели, на которых девушки и парни катались попарно, а двое с двух сторон их раскачивали. Аналогичное увеселение практиковалось и у русских. Дети также выходят на улицу — туда, где подсохло. Улицы наполняются шумом и криком играющих детей. Всех приходящих в дом детей угощают яйцами. Ложатся спать дети поздно вечером, дождавшись угощения лакомством с праздничного стола. Старики группами сидят у домов и проводят время в беседах. С наступлением темноты каждый у своего дома на улице зажигает фонари на высоких шестах. Стенки таких фонарей делались из бумаги. Ночью они чудесным образом освещали все улицы деревни. А дети бегали вокруг них, то поднимая, то опуская шесты: получался очень забавный, празднично мерцающий свет. Из праздничной кулинарии обязательными считаются блины и курятина. Их особо любят духи предков. Не менее ценными считаются пиво, крашеные яйца и каша. Пиво готовится за неделю, а бочка починается в среду. До мункуна чуваши яйца не кушают, а в мункун выставляют целую гору яиц в большой чашке. Обычай красить яйца (обычно в желтый цвет) существовал у чувашей еще до православия, мункун поэтому по-другому называется «праздником яиц». «Славяне обмазывали кровью яйца, чтобы сделать их более приятными для духов, будто бы особенно жадных до крови». Сначала род собирается в коренном доме. Иначе говоря, в доме отца и деда, т.е. общего предка (родство ведется по мужской крови). Перед тем как идти приглашать, хозяин коренного дома еще раз уточняет список подлежащих приглашению лиц. Вечером отправляется приглашать сам глава дома. Созывается узкий круг кровных родственников. Мункун, çимĕк и кĕр сăри, это те случаи, когда родовые связи в самом узком смысле соблюдаются строго. Другие родовые праздники и обряды допускают более расширенный вариант рода. Тем не менее часто приглашают и соседа, объясняя это тем, что сосед может быть выделившимся от коренного дома. Участие в непосредственных действиях поминания духов предков принимают только старики. Гости не приносят с собой гостинцев. Входящие в дом мужчины снимают шапку правой рукой, совершают низкий поклон и делают шапкой движение у пола, что значит благожелание дому; затем протягивают обе руки и прижимают руки хозяина. На праздник к живым родственникам невидимо являются и духи предков. «Живые и мертвые-предки составляли две части общины, воссоединявшейся в периоды поминальных и календарных празднеств: предки были “агентами” живых сородичей в ином мире и влияли на силы природы, поэтому их жизнедеятельные силы поддерживались живыми». Поскольку в мункун по родственно включается весь народ и поминаются все умершие, то и поминки называются общими. Согласно древнему порядку, стол выносится во двор. Туда выходят несколько стариков и проводят моление. Затем стол заносится в дом и ставится в центр избы лицом к двери и опять накрывается приготовленной пищей. Хозяин дома располагается или в середине на подушке, или на скамейке у печи. В руке он держит ковш с пивом. Мужчины располагаются за столом справа от хозяина, а женщины — слева, т.е. со стороны тĕпел. В четверг же ставят свечи, поминая родственников, находящихся в ином мире. Свечи лепятся из воска, в середине — суровая нитка, волокно или тряпка. Для установления свеч к стене у двери прибивают палку, очищенную от коры. Есть варианты: свечи можно ставить вокруг решета, стоящего на скамейке у печи, или вокруг чашки на столе. Установкой свеч занимается глава дома. Главная цельная свеча ставится на столб у печи и называется «свеча дома». Остальные свечи ставят, разрезав каждую на 2–3 части. Всего должно быть столько свеч, сколько душ покинуло этот дом. Количество доходило до 10. Зажигая, называли адресата, например: «Отец, пусть будет пред тобой, на твою долю зажигаю свечу. Благослави нас». Ново умершему свечу ставят отдельно от других, например, на край чиряса. Одну свечу ставят для тех, кого некому поминать (сиротам), а также одну свечу на дворе к окну, чтобы идущим в дом покойникам было светло. Под свечи помещают пустой сосуд. Расставив все свечи, начинают петь. Подтеки от свеч вытирают блинами и бросают в сосуд. Помянув одного, тушат ту свечу, которую зажгли в честь него. Так повторяется семь раз за всю ночь. В этой связи этот четверг называют «днем свечи». Обрядовое обращение к Турă является исконной формой мункуна в плане определения адресатов. Этнологи рассматриваемый ритуал четко определяют как «многодневный весенний праздник жертвоприношений солнцу, богу Турă и предкам». Поскольку в мункун, çимĕк и кĕр сăри умершие приходят домой, четверг еще называют «днем выхода мертвых». Иначе говоря, адресатами в этот день являются духи предков Ваттисем. В четверг рано утром хозяин выходит к воротам. С собой он берет хлеб, пиво и необходимые вещи для зажигания костра. Зажигает у ворот небольшой огонь, отделяет пищу и приглашает дедов и бабушек, родных и главу кладбища на праздник. То, что в этот день обращаются именно к Ваттисем, говорит и тот факт, что действия по приглашению проводятся у столба ворот с петельной стороны, а также употребление блинов в качестве основной пищи. Конечно, как и в любой праздник, обязательно обращение к Турă. При молении все обращались в сторону чуть приоткрытой двери, стоя на ногах. Молельщиком выступает старый человек рода. Моление очень схоже с текстом моления в чÿклеме. В частности, напоминают, что моление проводится в связи с наступлением следующего года (букв. «с круговоротом года»). Также сообщается, что молятся шербетом хлеба, просят дать, чтобы хватило согреть пришедшего и накормить голодного. В молении присутствуют и другие общие места: прошение здоровья, уберечь от беды, дать спокойствия в доме и т.д. В конце добавляют:«Всей семье, всем родным, Турă, дай здоровья жить до следующего мункуна». Помолившись, отделяют часть пищи перечисленным божествам и духам предков. Процесс отделения частиц пищи умершим родственникам начинается с блинов: испеченные первыми на молоке и яйцах три блина выбрасывают к воротам. А для сбора отделяемых во время моления частиц ставят под стол или около печи специальную пустую посуду. Начинает делить пищу глава дома. Отливая пиво из кружки в посуду, он говорит: «Отец, пусть будет пред тобой». Остальное пиво выпивает сам. Так же поступает и с остальной едой. За ним то же самое делают все остальные, по старшинству. После содержимое посуды — с отделенными частицами и остатками свеч — выливают к столбу ворот с внутренней стороны. Чиряс и чашку при возвращении со двора оставляют в сенях, а в дом вносят ведро воды. Действия по отделению частиц и символическому кормлению духов предков называется «принесение жертвы умершим». После моления и отделения частиц стол переставляется в передний угол. За стол садятся очень плотно, приговаривая: «Пусть колосья будут полные и тяжелые». В первую очередь проводят так называемый «бой яиц». Угостившись яйцами, начинали есть и пить все, что есть на столе. Таким образом, происходила совместная еда кровных родственников — и живых, и мертвых. Конечно, в мункун исполнялись специальные песни. Пели их под аккомпанемент скрипки. В них выражали желание приумножать состояние рода и семей, указывали на необходимость уважительного отношения к старикам, взаимное застолье оценивалось как норма. Старики особенно желали слушать хор своих снох. Песни мункун отличаются философской мудростью. В них— рассуждение о смысле жизни. Например, поется о том, что и после нас белый свет продолжит существовать, а нас будут вспоминать добрые люди. Вслед песням следуют пляски под игру скрипок и волынок. Завершив дела в коренном доме, все идут в дом другого родственника. По дороге они поют, весело разговаривают, желают всем встреченным здоровья. Поэтому можно подумать, что это не поминание, а пир. Обход домов родни начинается с дома, находящегося на восточной стороне, пока не дойдут до крайнего западного дома. Обход совершается только в пятницу и субботу в темное время суток. Днем старики отдыхают. В некоторых местах праздник сократился до одного дня, и обход родственных домов совершается в первый же день. Содержание, структура и смысл обряда говорят в пользу того, что мункун сложился и активно функционировал в пору патриархально родового правления обществом. Мункун, естественно, еще больше связывает и сплачивает род. Все исследователи обоснованно отмечают крепкие родовые узы у чувашей, взаимопомощь в трудное время. Все эти — изначально земледельческие ритуалы и праздники, смешались впоследствии с христианским праздником Пасха. /из Салмина А.К./