Рассказываем о том, как проходили занятия в Мятном институте проекта "Секретная карта деревни Сеп".
Что скажете, если вам вручат черный-черный, красивый-красивый, загадочный-загадочный смартфон из… картона? Вот только не надо хмыкать и искать подвоха в плотном картонном прямоугольнике формата телефонного экрана: в нашем Мятном институте может случиться всякое. И все – для блага юных слушателей, желающих научиться фантазировать, видеть невидимое, открывать плотно закрытое, искать неочевидные ответы на очевидные вопросы.
15 января состоялось очередное занятие сепского «филиала» Мятного института для детей и даже для взрослых вместе с преподавателями пермской школы дизайна «Точка» – художником Ильей Гришаевым, фотографом Женей Гильденбрандт, художником и музыкантом Даной Фазыловой. Ученики сепской школы, они же по совместительству – слушатели Мятного института, создавали свой личный аватар, наблюдали, творили, играли, участвовали в моментальном фотосете (сюрприз от Ильи!), слегка хулиганили. Какое же творчество без хулиганства! И при этом незаметно для себя выполняли ненавязчиво поставленную перед ними задачу – заглянуть в себя и понять, кто я такой, о чем мечтаю, что вижу вокруг себя… И, не боясь непонимания, открыть свои мечты и таланты другим. Хотя… чего бояться? Так считает, например, юная и любознательная жительница деревни Кузьмовыр, ученица сепской школы Даша Белых, посещающая Мятный институт с первых онлайн- и оффлайн-занятий.
– Я – волонтер, и мне интересно все! – говорит Даша. – Эти мероприятия, познание чего-то нового. Тем более здесь дизайн! Я очень красиво рисую, и мама уже с третьего класса хочет отдать меня в художественную школу, чтобы потом я пошла в художественный институт.
– Но этого хочет твоя мама. А чего хочешь ты сама?
– Я хочу работать в полиции!.. А эти занятия дают мне что-то новое. Элементарно даже придумывание аватаров. Все равно нужно развивать свою фантазию.
…Обнадежим Дашу: и в полиции наверняка нужны здоровая фантазия, талантливые дизайнеры и художники. И очень хочется, чтобы их было как можно больше!
Пермь плюс Сеп: будем дружить школами?
А перед занятием произошло еще одно важное событие – знакомство пермских художников с сепской школой. Очень хотелось куратору пермско-сепских курсов Илье Гришаеву поближе узнать своих учеников, увидев их в привычной школьной атмосфере и познакомившись с их непосредственными учителями. Татьяна Ксенофонтовна Мосова, депутат и энтузиаст всяческого просвещения и всяческой дружбы, тут же помогла организовать экскурсию по школьным кабинетам, мастерским и коридорам, а также встречу в актовом зале с учениками и учителями. Спасибо директору школы Ивану Владимировичу Тронину и педагогическому коллективу за то, что с радостью откликнулись на нашу инициативу. Конечно, нетрадиционный формат государственной общеобразовательной школы, какой является Школа дизайна «Точка», заинтриговал сепских учителей, как и молодые педагоги-практики, преподающие необычные творческие дисциплины – например, «Наблюдение», «Субъективная фотография», «Видос»… Так что Илья Гришаев пообещал учителям знакомство и с другими своими коллегами из «Точки», которые приедут в Мятный институт в рамках проекта «Секретная карта деревни Сеп». Кстати, еще раз о том, почему наш институт – Мятный. На этот раз с точки зрения пермяков.
– Мы сюда приехали и попробовали вашу мяту, – открыл свой секрет названия Илья Гришаев. – Тут у вас, надо сказать, особенная мята, и она отличается от нашей. И я подозреваю, что наша мята тоже отличается от вашей. Но все равно это мята! И у нас такой фокус – на сходство и отличие. И все, в конце концов, любят пить чай!
Впечатления и размышления
Первое знакомство Ильи Гришаева, Жени Гильденбрандт и Даны Фазыловой с Сепом состоялось задолго до знаменитой мяты – несколько лет назад, когда они в составе пермской туристической группы приезжали сюда на дружескую экскурсию вместе с музеем современного искусства ПЕРММ. И, видимо, тогда запал кое-кому Сеп в душу так, что захотелось сделать здесь что-нибудь особенное. Фотограф Женя Гильденбрандт, например, призналась, что для нее в свое время открытием стал Народный музей исчезнувших деревень. И оказаться в Сепе уже в качестве преподавателя школы «Точка» – новый личный опыт.
– Сеп привлек меня несколько лет назад, когда мы приехали сюда с экскурсионной делегацией, – говорит Женя. – И мое участие в этом проекте продиктовано личным интересом к истории семей, истории рода. Кроме того, я люблю рассматривать старые фотографии, и через них выстраиваю какое-то свое отношение, в том числе собственную семейную историю. Это некая такая преемственность. Поэтому меня впечатлило, как местные жители создавали музей, и мне захотелось поближе познакомиться и с деревней, и с людьми, которые здесь живут.
– Женя, в школе «Точка» вы преподаете детям, которые уже прошли определенный, и, возможно, жесткий творческий конкурс и целенаправленно выбрали художественное направление. Здесь же, в небольшом Сепе, на занятия ходят просто все желающие ребята разного возраста, не обязательно обладающие и нужными навыками, и осознанным стремлением к художественному творчеству… Не пугает, что придется работать в таких обстоятельствах?
– Я бы не назвала это испугом, поскольку я привыкла рассматривать любые вызовы как задачу, решение которой необходимо найти. Наверное, когда лишаешь себя установки «правильно-неправильно», всегда есть масса вариантов, как можно реализовать задуманное. Есть легкая встревоженность, как перед любым неизвестным. Но страха нет. И мой опыт фотографирования (а я в основном портретный фотограф) таков, что я много общаюсь с разными людьми и в личном контакте нахожу подход к ним. Кроме того, недавно у меня была выставка, где я работала с мальчиками из школы «Уральское подворье», а эта школа считается у нас очень… особенной, специфической. Вот там я испытала легкий испуг перед посещением. Но когда мы оказались в процессе съемки и работы, все проходило гладко. И я бы не сказала, что дети где-то так уж отличаются друг от друга.
– Для меня это суперприключение, – так видит свой преподавательский опыт в Сепе молодой художник и музыкант Дана Фазылова. Ее предмет в школе называется «Видос», так что неудивительно, что Дану –«по-взрослому» Даниэлу – легко перепутать с ее учениками, которые кажутся ровесниками своего учителя. – Мне нравятся такие формы жизни, когда люди сами организуются и делают какие-то вещи. И мне кажется, что такой клуб, как в Сепе, должен быть в каждой деревне, чтобы жители развивали свою территорию, чтобы они были счастливы, чтобы в любом месте, где бы человек ни находился, он мог сделать что-то, что ему кажется полезным и важным. Мне кажется, было бы классно, чтобы школа дизайна «Точка» тоже развивала среду вокруг себя. И у нее это получается на уровне города. А сейчас, думаю, есть возможность связи, чтобы построить такой уголок, где тебе хорошо, в любом месте, где ты находишься. У нас на занятиях пока все идет отлично. Здоровая степень любопытства и интереса ребят, все озорные… Может быть, не все из них сразу могут включиться в тот или иной процесс, но мы понимаем, что иногда человеку нужно время, чтобы решить для себя какие-то вопросы.
– Я доволен, что мы сходили в школу, встретились с учениками и учителями, и что у нас получился такой спонтанный контакт, – подводит краткие итоги январского офлайн-занятия Мятного института Илья Гришаев. – Мне кажется, мы продолжим работать со школой и, возможно, станем каким-то мостиком между двумя культурными точками села, домом культуры и школой. Я рад, что у нас есть преподавательская ротация – в этот раз нас приехало трое. Понятно, что необходим какой-то костяк, когда собирается постоянная группа учеников и преподавателей. Но для меня также важно, чтобы происходила ротация курсов, возможностей, практических вариаций. В этот раз у нас была игра во внимание, игра со зрением, с наблюдением. Мы видим, что есть какое-то движение, и это главное.
– Илья, а для вас есть разница – преподавать в классе городской школе и здесь, в сельской, где на условные уроки в клубе собираются дети разного возраста и разных интересов?
– Я начинал преподавать с того, что меня пригласили в летний лагерь, который организовывала школа «Точка». И там были похожие условия – разновозрастные ребята из разных социальных групп, слоев, разных районов области. Да, в чем-то наша ситуация в Сепе напоминает тот опыт. Но здесь есть огромная поддержка локального сообщества. И это родственно тому, как мы работаем в школе в Перми. Общие ценности, общие идеи – это тоже для нас очень важный пункт.
Текст и фото – Светлана Мальцева.
Проект SEP COMMUNITY реализуется АНО KAMA Records, победителем конкурса на поддержку Центров социальных инноваций в сфере культуры программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Проект «Секретная карта деревни Сеп» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
#KAMARecords #Удмуртия #СделаноВУдмуртии #КультураУдмуртии #ИгринскийРайон #Эграёрос #ФондПотанина #ФондКультурныхИнициатив #НКО #Грантдлякреативныхкоманд