Найти тему

Псковские вЁтлы

Сегодня приглашаю вас познакомится с живописью живописных (простите за тавтологию) Псковских пейзажей, которая на мой взгляд не требует доказательств. Художники – псковичи и те, что приезжали на пленэр, издавна старались запечатлеть его храмы, стены и башни.

Невозможно перечесть в каких странах, скольких музеях и частных коллекциях можно увидеть псковские пейзажи. Даже в наше время художники приезжают на специальные пленэр туры в Псков.

Сокровенный, непарадный уголок на берегу реки Псковы, где проходила улица Нижне-Петропавловская был застроен жилыми домами и хозяйственными сооружениями. Это место в начале XX века не было украшением города. Ему придавали очарование маленькие дома, панорама городских церквей и необычные силуэты прибрежных деревьев. Вдоль берега росли «вётлы» с толстыми стволами и тонкими ветвями. Они и делали берег тенистым и живописным.

Иногда весеннее половодье затапливало берега. Дома и вётлы оказывались в воде. Этот момент запечатлен на одной из многих открыток, выпущенных псковским фотографом Михаилом Ивановичем Герасимовым.

В 1913 году студенты Петербургской Академии художеств приехали в Псков на этюды. Поселились в частном доме на Запсковье и каждый день старались найти и запечатлеть новую натуру.

Они стали известными и признанными - Константин Иванович Горбатов, Исаак Израилевич Бродский, Арнольд Борисович Лаховский, в их работах даже созданных позже много раз появляется Псков.

В музее-квартире Бродского в Санкт- Петербурге хранится небольшая работа, написанная пастелью и гуашью на картоне в 1913 году «Псков. Ветлы». Весенний разлив приближается к вётлам, а справа видна колокольня не сохранившейся Казанской церкви.

«Псков. Ветлы» И.И.Бродский 1913 г.
«Псков. Ветлы» И.И.Бродский 1913 г.

Лаховский бывал в городе несколько раз. Его вётлы - другие, зимние. Одно некрупное полотно «Зимняя сцена» датировано 1911 годом, еще одна картина – гораздо крупнее и почти автокопия «В провинции» написана по старому эскизу в Париже в конце 1920-х годов. Художник писал их масляными красками на холсте. Оба пейзажа хранятся и в частных коллекциях. Изредка псковские вётлы Лаховского можно увидеть на крупных выставках.

Бродский стал официально признанным в СССР мастером, творцом живописной ленинианы, Лаховский не менее известен, но эмигрант и странник. Символично, что писали они вётлы с разных берегов реки.

А псковские ветлы специалисты назовут ивами и мимо них прогуливаются современные псковичи по улице Милицейской и в Финском парке, не задумываясь о более, чем вековом возрасте деревьев.