Найти тему

Цельность изображения

В создании иконы применяются принципы Божественного творчества созидающего мир. Одним из принципов является «Подобие». За счет него объединяются разнообразные части изображения. Этот принцип духовный, его применение многообразно. Пронаблюдаем в иконе единство частей, линий и форм. Обратите внимание на то, как они отображают друг друга, выстраиваются в порядок, но при этом каждый элемент по-своему особый, оригинальный. В разнообразии выражено подобие оживленного развивающегося движения. Изобразительные элементы в чем-то похожи друг на друга, они всегда группируются вокруг доминантных элементов. Доминанты занимают изобразительные центры ограниченных в пространстве форм.

Обратите внимание на лик. Доминантой являются глаза, изгибы век как бы отражаются в изгибах контуров скулы, брови, виска, лба и волос. Такими ритмическими и пластическими отражениями они объединяются, поддерживают друг друга. Подобие создает равновесие и благообразие. И если, к примеру, мы видим, как одна из форм или линий выделяется, как бы выпадает из ряда, то наблюдаем дисгармонию. Один изрядный элемент может разрушить единство.

Бывает, что вместо подобия иконописцем используется принцип «одинаковости». Но нужно, понимать, что одинаковость является механическим повтором, и в нем нет «жизненности». Если к одинаковости добавить идеальную ровность и аккуратность исполнения, то изображение приобретет полностью искусственный вид. Снова обратим внимание на древние иконы и увидим в них особые линии и формы, которые красивы, но не идеальны. Линии живо написаны, имеют умеренную кривизну, часто с одного края растворены легкой тенью. Ровные линии проведены по прозрачным кривым мазкам, дополнены ненавязчивым, как бы, случайным штрихом.

Сравнивая древнюю икону или фреску с современными идеализированными образами, возникает вопрос. Почему исполненное неровными линиями выглядит выразительней, того, что сделано идеально ровно? Стало быть, сила выразительности не в аккуратности и тщательности исполнения? Действительно, единство достигается соотношениями изобразительных элементов. Древний иконописец составлял изобразительные элементы на основе духовных закономерностей наблюдаемых им в реальности. При таком подходе икона получалась подлинной, живой и выразительной. Соблюдение закономерности в основе создания иконы позволяло иконописцу импровизировать во внешнем облике изображения. Иконописцы не делали точных копий. Копируя соотношения, они допускали не точности в подражании внешнему виду образца. Но эти неточности не разрушали единства и выразительности, потому что изображение построено на твердом фундаменте.

Возможно, вам, доводилось наблюдать тщательную, но слабую по выразительности современную копию древней иконы. Дело в том, что копируя только внешний вид, иконописец не создает простых основ взаимосвязи материальных форм, что и лишает икону выразительности и правдивости. Такая копия выглядит как фальсификация, в которой не отразился умственный и душевный труд исполнителя, а наблюдается только физическое техническое мастерство.

Одним из принципов создания единства и выразительности является «Подобие». Принцип представляет собой духовную закономерность и поэтому лежит в основе жизненного порядка соотношений. Принцип «подобия» полезно применять и в процессе обучения. В любом обучении проявляются два подхода, которые дополняют друг друга. Один основан на количественном запоминании информации. В иконописи это проявляется в многочисленном копировании внешнего вида иконописных образцов. Второй подход основан на том, что ученик пытается основные соотношения образца в простом виде. Для примера, на уроке русского языка ученику нужно написать изложение близко к тексту. Он может постараться запомнить весь текст, так сказать «зазубрить», или запомнить основные мысли, а потом их дополнить нюансами повествования. Первый подход тренирует внимательность и память, а второй развивает творческие способности. Копирование является весьма полезным, но без второго принципа может оказать вред в развитии ученика и приучить его к неосознанному и ремесленному подходу в иконописи. Второй принцип сам по себе опасен тем, что открывая секреты творчества, формирует самомнение и приводит к заблуждениям. Но нужно учитывать, что настоящее развитие начинается с осознания учеником своего уровня и последующего совершенствования. Внешнее подражание может создать иллюзию знания и умения. Оно вырабатывает внимательность, терпение, усидчивость, но в тоже время сковывает душевные и эмоциональные проявления, а так же умственные аналитические свойства. Мало способствует развитию глазомера и руки, одним словом навыков исполнительского мастерства. При подражании человек сосредотачивается и старается в точности повторить все линии, подбирая одну к другой, подгоняя их до точного сходства с образцом. Делается это аккуратно, не спеша, тщательно вымеряя и проверяя расположения. При таком напряжении внимания душевные силы оказываются в застывшем состоянии. Чувства замирают, все силы уходят на аналитическую математическую работу. Работа над внешним подражанием может длиться очень долго и в результате не приводить исполнителя к пониманию закономерностей, на основе которых формируются взаимосвязи. При таком подходе, когда ум не понимает, а душа не чувствует развитие происходит очень медленно. И самое печальное, что хороший копиист часто не способен решить самостоятельно сложную задачу по созданию образа без образцов. Так же часто копиист не может совместить в своей работе фрагменты нескольких образцов. Он может скопировать, но не может связать и соподчинить в едином стиле разные изобразительные мотивы. Композиция складывается в простых соотношениях, но он никогда не занимался обобщениями и упрощенными соотношениями, а всегда имел дело только со сложным внешним видом. В результате подобного парадокса у иконописца случаются душевные расстройства. С одной стороны он прекрасно пишет иконы, а с другой он не понимает, как создается образ изначально. Понимает, что чего-то главного не постиг. Он может полагать, что не достоин понимать тайны иконописи и в этом он проявляет смирение. Но нужно сказать честно, что по настоящему будешь смиряться, когда попробуешь создать что-то подобное древним образцам и увидишь, что не можешь даже двух слов связать в своем сочинении. Поймешь, что уровень личного развития почти на ноле и нужно учиться сначала. И в обучении искать такой подход, который будет развивать, а не создавать видимость развития.

Обучение должно начинаться с определения своего реального состояния развития. Если не умеешь рисовать простые формы круг, овал, квадрат, и т.п. То понятно, что более сложные формы исполнить тем более не удастся. Исполнение простых заданий полезно тем, что координирует действия ума, души и тела, настраивает на активное взаимодействие сил. Рисование геометрических форм для художника подобно исполнению гамм для музыканта. Какого бы уровня не был музыкант, он повторяет гаммы для поддержания тонуса. Так вот, для начала, важно научиться простым вещам, а затем постепенно усложнять задачу.

Автор лекции: Виктор Юрьевич Трускалов 2008 г. Использование текста разрешается.