Найти в Дзене

ТЕХНИКИ ВИТРАЖА: ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ К ТИФФАНИ

Витраж – монументально-декоративная живопись из цветного стекла. В 10-11 веках начинается история классической техники средневекового витража – цветные стекла скрепляются металлическим профилем. Это стало возможным благодаря появлению способа изготовления тонкого листового стекла.
Витражисты начинали работу с эскиза. Затем рисунок переносился на деревянные панели. По контору рисунка скрепляли неокрашенные куски стекла свинцовыми профилями. После разрезки стекла художник начинал подбирать краски. До 14 века в качестве основы для краски применялась черная или коричневая гризайль. Позже стали использовать серебряную краску. Стёкла после окраски обжигали в печи. Обожженные фрагменты соединяли с помощью свинцовых полосок, которые являлись несущей конструкцией витража, удерживающей все фрагменты.
Стекло средневековых витражей изготавливалось с некоторыми изъянами: неровные края, затемнения, пузырьки. Кроме того, трудно было получить бесцветное стекло.
Витражное искусство достигло своей вер

Витраж – монументально-декоративная живопись из цветного стекла. В 10-11 веках начинается история классической техники средневекового витража – цветные стекла скрепляются металлическим профилем. Это стало возможным благодаря появлению способа изготовления тонкого листового стекла.

«Богородица из красивого стекла», Шартрский собор
«Богородица из красивого стекла», Шартрский собор

Витражисты начинали работу с эскиза. Затем рисунок переносился на деревянные панели. По контору рисунка скрепляли неокрашенные куски стекла свинцовыми профилями. После разрезки стекла художник начинал подбирать краски. До 14 века в качестве основы для краски применялась черная или коричневая гризайль. Позже стали использовать серебряную краску. Стёкла после окраски обжигали в печи. Обожженные фрагменты соединяли с помощью свинцовых полосок, которые являлись несущей конструкцией витража, удерживающей все фрагменты.
Стекло средневековых витражей изготавливалось с некоторыми изъянами: неровные края, затемнения, пузырьки. Кроме того, трудно было получить бесцветное стекло.

Витражное искусство достигло своей вершины с расцветом готической архитектуры, когда витражи широко используются главным образом в церковной архитектуре. Свет становится основным элементом интерьера в готических соборах. В Шартрском соборе находятся самые известные витражи, выполненные в классическом готическом стиле. Интерьер Шартрского собора украшает уникальная коллекция из более 150 витражных окон, среди которых самые известные «Богородица из красивого стекла» и «Древо Иесеево».

«Древо Иесеево», Шартрский собор
«Древо Иесеево», Шартрский собор

Изобретенная в 15 веке техника дублирования (совмещение разноцветных) стекол позволила передавать разные оттенки цветов, отчего витражи стали более сложными и разнообразными. Свинцовые перемычки становятся тоньше. Всё чаще применяется гризайль. Витражи эпохи Возрождения, благодаря новой технологии обработки стекла, увеличиваются в размерах, становятся более прозрачными, яркими, объёмными и сложными по исполнению. После 16 века витражное искусство переживает упадок.

Во второй половине 19 века, в связи с возрождением готического витража, предпринимаются попытки реставрации оригиналов средневекового стекла. Начинается новый этап в развитии витражного искусства, всего за полвека оно переживает небывалый расцвет. Появляются новые технологии окраски, обработки стекла. В модерне наиболее популярен наборный витраж («живопись стеклом»), который имеет геометрическое построение. Упрощается производство листового стекла, мастера экспериментируют со стеклом. Применяются новые технологии обработки стекла – механическая и химическая: ирризация, гравирование, травление.

Спрос на цветное стекло привел к появлению крупных фирм: «Моррис и К» (Лондон), «Л' Ар Нуво Бинг» (Париж) и «Тиффани Студиос» (Нью-Йорк).

Американец Джон Ла Фарж раньше Тиффани запатентовал переливчатое стекло. Ла Фарж также разработал метод «стекло клуазоне»: крошечные кусочки стекла соединяются впаянной в них тонкой проволокой. В отличие от Ла Фаржа, Льюис Тиффани рассматривал витражное искусство как дизайнер, бизнесмен, стремясь создать мощную индустрию.

Техника Тиффани во многом напоминает классическую, только стекла соединяются тонкой полоской меди, которая загибается по краю. После подгонки под определённую модель, фрагменты спаиваются между собой с помощью олова, вместо толстой и грубой свинцовой пайки. Это значительно облегчает весь процесс изготовления витражей, а также появляется возможность использовать сложные детали, очень маленькие фрагменты стекла. К тому же, в отличие от классической техники, значительно уменьшается толщина контуров (до 2мм), что придает витражу изящность.

Витраж Тиффани «Нагорная проповедь» — Церковь Арлингтон-стрит, Бостон
Витраж Тиффани «Нагорная проповедь» — Церковь Арлингтон-стрит, Бостон

Главный секрет красоты витражных стекол Тиффани состоял в выборе стекла, воспроизводящего крапчатый эффект солнечного света, благодаря чему стало возможным добиваться самых разнообразных цветов и оттенков. Красители находятся внутри стекла, поэтому нет необходимости как-то дополнительно обрабатывать поверхность витража. Яркие, переливающиеся разными цветами витражи с абстрактными рисунками принесли Тиффани широкую популярность и огромный коммерческий успех.
Техника Тиффани считается одной из лучших и востребованных, а его работы (витражи, абажуры, бижутерия) – шедеврами искусства.

Louis Comfort Tiffany - Dragonfly lamp, c. 1902-06 Tiffany style lamp,
Louis Comfort Tiffany - Dragonfly lamp, c. 1902-06 Tiffany style lamp,


Некоторые известные работы Тиффани:
• «Крещение Господне» (Пресвитерианская мемориальная церковь Брауна, Балтимор);
• «Нагорная проповедь» (Церковь Арлингтон-стрит, Бостон);
• «Образование» (Мемориальный витраж Читтендена).

______________________________________________________

Мы работаем с 1987 года. Выезд специалиста в пределах ЦФО. Доставка по России.
Мы знаем и любим своё дело!

Наш сайт

ВКонтакте

Телеграм-канал

#тиффани #техникавитражей