26 января министерство экономики ФРГ сообщило, что газохранилища страны заполнены на 40-41%. Вице-канцлер Роберт Хабек уточнил, что Германия на 55% зависит от российского газа.
По данным Gas Infrastructure Europe, на 25 января объем активного газа в европейских подземных хранилищах на 26,9% (на 14,9 млрд кубометров) меньше прошлогоднего уровня. Отобрано уже более ¾ от объема газа, закачанного в летний сезон. На 25 января отбор достиг 75,9% или 36,3 млрд кубометров газа. В итоге общий уровень заполненности этих хранилищ — 40,9%. При этом, как отмечает «Газпром», заполненность подземных хранилищ Германии и Франции составляет около 39%. Меньше всего газа осталось в Австрии — там ПХГ заполнены лишь на 26% (2,4 млрд кубометров). Европейские регуляторы не уточняют, какой процент от этого газа является буферным, то есть не подлежащим откачке. Кроме того, очевидно, что ЕС тянет с сертификацией «Северного потока-2», который технически уже готов к подключению. Получается, что несмотря на столь низкие запасы газа в ПХГ, европейцы не хотят увеличивать закупки российского газа, поставляемого по газопроводам.
Руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина Вячеслав Мищенко считает, что отбор более 70% объема газа из ПХГ — это достаточно критично для европейской энергосистемы: «ПХГ выполняют функцию резервных мощностей, которые всегда страхуют в момент пикового спроса. Поднять газ из месторождений и прокачать его в период повышенного спроса по трубе в конкретном моменте не представляется возможным. Это требует дополнительного времени. ПХГ — это опробованная десятилетиями часть системы газовой инфраструктуры», — пояснил эксперт.
По его словам, сейчас газовый рынок ЕС разбалансирован, и это может повлиять на всю экономику Еврозоны: «Две последних зимы проходят при достаточно низких температурах. Запасов не хватает, а невозможность их быстрого пополнения довела европейский рынок до существующего уровня цен — $1000-2000 за тысячу кубометров. Уменьшение газа в европейских ПХГ дестабилизирует и разбалансирует рынок. У поставщиков без необходимых объемов газа, закачанных в подземные хранилища, нет возможности удовлетворить пиковый спрос на каком-то направлении. Это влияет на стоимость газа, а в конечном счете в Европе растут цены на электроэнергию», — заметил Мищенко. Кроме того, отметил эксперт, газ является ключевым сырьем для производства минеральных удобрений: «Высокая стоимость газа ретранслирует эту цены по цепочке в продукты питания, происходит удорожание стоимости всей продуктовой корзины».