Удивительно, насколько хорош оказался Olympus E-100RS! Единственный его "недостаток" - 1.4Мп на датчике изображения 1/2 дюйма - на самом деле, обеспечивает компактные размеры камеры при 10х зуме и впечатляющую производительность на 2000 год.
Многие ужаснутся - это же всего 1.4Мп! И вы будете абсолютно правы в отношении любого другого компактного фотоаппарата 1999-2000 года. Но с Olympus E-100RS ситуация оказывается иной - при правильной настройке кадр с него очень близок по стилистике к кадру системной камеры. Особенно, если вы используете зум.
Дизайн
Неожиданно мне понравился строгий честный внешний вид фотокамеры. Здесь нет никакой «косметики», дизайнерских изысков и маркетинговых уловок. Olympus E-100RS выглядит как инструмент для работы, он сравним с молотком - кажется, здесь нет ничего лишнего. Единственными "излишествами" оказываются алюминиевая фаска на объективе и выполненная под металл надпись "Olympus" на вспышке.
Рукоятка ещё более удобна, чем на Olympus C-4000Z. Удивительно, но даже Canon EOS 300D ощущается в руке не так удобно (из-за меньшего упора для среднего пальца и отсутствующей резиновой накладки на рукоятке). Рука буквально "прилипает" к фотокамере. Предвосхищая вопросы знатоков - эта "липкость" не имеет отношения к "разложению" резинового покрытия. Это "нормальная липкость" :D
Получается - Olympus E-100RS идеальна под мою руку. Возможно, я бы кнопку спуска затвора сместил чуть левее.
Наглазник здесь эталонный: большой, глубокий, резиновый, мягкий. Наглазник отличный, но может легко открепиться от камеры. Особенно, если вы используете узкие кофры или широкие карманы. Я решил его снять и обычно не использую.
Впрочем, и сам электронный видоискатель воспринимается достаточно крупным по размеру и сопоставим по ощущениям с оптическими видоискателями полнокадровых аппаратов. Но его разрешение ещё очень и очень низкое. Точных данных о разрешении видоискателя нет, но оно точно хуже раза в два основного монитора.
Никаких излишеств и украшательств в меню камеры. Всё очень утилитарно.
Фотоаппарат производит впечатление профессионального инструмента, как и Olympus E-10 (E-20). Впрочем, он и является профессиональным инструментом.
Объектив на Olympus E-100RS замечательный и ровно такой по размерам, чтобы осветить без виньетирования матрицу в 1/2 дюйма и дать приближение в 380 мм (экв.). По размерам и весу камера сопоставима с Sony F707 (F717). Чуть короче, выше и даёт ровно в два раза большее приближение.
10х оптическое увеличение (38-380 мм, экв.) практически не уступает 12х зуму на ранних Panasonic FZ. Я сравнивал качество снимков с моделью Panasonic FZ3 (3Мп, 2004 год). Удивительно, что Olympus E-100RS держится в этом сравнении на уровне. FZ3 - любительская камера.
В отдельной публикации, на примере двух камер - Panasonic FZ20 и Olympus E-100RS - подробно рассмотрим, какой компакт считать профессиональным оборудованием (применим ли этот термин к компактам вообще?), а какой - любительской камерой.
Максимальные 380 мм встроенного объектива (экв.) могут оказаться недостаточными в некоторых ситуациях съёмки. Например, для съёмки птиц. Недостатком является отсутствие встроенной в объектив выдвижной бленды или, хотя бы - комплектной присоединяемой.
Передняя линза неподвижна, объектив не изменяет габаритов при изменении фокусного расстояния, что теоретически облегчает использование светофильтров и оптических насадок. Конструкция кажется крепкой и монолитной - должна выдержать присоединение достаточно тяжёлых насадок через повышающие кольца. Так можно увеличить эквивалентное фокусное до 550 мм (TCON-14B) или даже больше.
Пишут о том, что возможно присоединить к Olympus E-100RS объектив TCON-300 через специально изготовленный держатель. Тогда вы сможете достигнуть фокусного в 1140 мм. Но этот «эксперимент» кажется сомнительным из-за всей сложности реализации проекта: изготовление держателя на заказ у хорошего мастера, сложная сборка, впечатляющие размер и вес конструкции. Зато, 1140 мм оказываются достаточно светосильными (около F4.0, есть потеря света в присоединяемом объективе), стабилизированными, а 15 кадров в секунду совсем не лишние. В мире "полного кадра" сочетание 1140 мм при F4.0 представляемо слабо. Можно установить сразу обе насадки TCON-300+TCON-14B (Big Mama) и добиться увеличения фокусного расстояния до 1650 мм при сохранении светосилы F4.0.
При необходимости, камера может управляться одной рукой. При этом, в отличии от того же FZ3 (самого продвинутого из ранних, легких, компактных и светосильных FZ) - на корпусе больше кнопок для прямого доступа к функциям и камера предлагает больше возможностей.
Функционал
Картинка получаемая на 1,4Мп-ном E-100RS превосходит большинство 2Мп камер и приближается по качеству к 3Мп аппаратам. Достаточно снимать в качестве SHQ, а в настройках резкости установить soft (минимальная резкость) для предотвращения эффекта "лесенок" на изображении. Если говорить о первом фотоаппарате с подобным объективом 38-380 мм - Olympus C-2100UZ - там картинка тоже хуже, не смотря на большее разрешение. Дело в матрице и алгоритмах внутрикамерной обработки JPEG.
В особых случаях фотоаппарат не уступает даже более современным и многомегапиксельным моделям. Например, если вы попытаетесь бюджетным зум-объективом Canon EF или Sony A снимать на максимальных фокусных (300 мм или 200 мм) - качество картинки с объектива не даст столь значительного прироста в деталях, как мы ожидаем (мыло, мыло, ещё раз мыло и хроматические аберрации). E-100RS предлагает лишь 1,4Мп, но каждый из этих субпикселей информативен.
При работе с электронным видоискателем у меня не сложилось впечатление, что я теряю контроль над объектом съёмки (как это мы видим на многих компактах, например, на Canon Pro1, где картинка в видоискателе просто "застывает"). Я продолжал видеть то, что происходит в кадре: при предварительном захвате, при съёмке серии и при записи снимков из буфера на карту памяти. Я мог вести объект съёмки, пусть у меня и не было возможности поправить фокус.
Важной особенностью камеры является потрясающе высокая скорость её работы. 15 кадров в секунду, не менее 15 кадров SHQ в буфере на такой скорости (включая пять кадров предварительного захвата изображений, снимаемых при полунажатии кнопки затвора).
Автофокус обычный для компактов по скорости, но достаточно точный. Система фокусировки показалась более точной, чем на FZ20, особенно на максимальном приближении.
На самом деле здесь кроится самая большая проблема Olympus E-100RS - контрастный автофокус. Он не хуже, чем на других аппаратах (и даже точнее). Но его скорость типична для компактов того времени. Камера быстрая во всем, кроме автофокуса. Он обычен для компактов и это ахиллесова пята данной модели.
Никаких активных систем помощи автофокусировки здесь не предусмотрено (разве что - мощная красная лампа подсветки). Никакой следящей фокусировки, чтобы тягаться на равных с пленочными репортажными монстрами того времени. Непрерывная фокусировка практически бесполезна, но при этом отъедает энергию. Есть режим серийной съёмки с покадровым автофокусом, но из-за медленного контрастного фокуса скорость такой съёмки падает, в лучшем случае, до одного кадра в секунду.
Камера 2000 года выпуска - здесь нет никакой помощи фотографу в виде определения лиц, фокусировки по глазам и пр. Ручная фокусировка удобная, но медленная и годится лишь для очень неторопливой съёмки. Но она здесь есть и это хорошо.
Ручной фокус производится по увеличенному фрагменту изображения. Реализована функция через отдельную кнопку и может быть полезна в ряде случаев. Можно установить на бесконечность или на конкретное расстояние в метрах или футах (есть шкала). Это может быть полезно при съемках спорта. Надеюсь, шкала точная. Не проверял.
Фотоаппарат запоминает последнее используемое фокусное расстояние объектива, что удобно при съёмке с использованием объективов-насадок. Это экономит время и энергию.
Отличная работа матрицы в прогрессивном режиме. Никакого пропуска строки как на Olympus E-20. Скорость электронного затвора до 1/10000 секунды в режиме приоритета выдержки. Нет встроенного ND-фильтра? Он здесь не нужен :)
Достаточно удобно настраивать основные функции. Настройки предварительного захвата выбираются через меню (включение функции и число кадров), как и настройки серийной съёмки (3, 5, 7.5, 15 кадров в секунду). После этого можно выбрать режим протяжки кнопкой на верхней панели с контролем по монохромному дисплею.
Многоточечный замер экспозиции - чрезвычайно удобная функция, если вы никуда не спешите. Вы сохраняете детали в тенях и ярких участках изображения. Это особенно важно для компактов с их маленькими матрицами и несовершенными экспонометрами. Пиксель здесь крупный, что вместе с функцией многоточечного замера даёт ощущение расширенного динамического диапазона.
Крепления для внешней вспышки нет. Нужно покупать дополнительный аксессуар и подключать вспышку проводом.
Очень удобна работа с отснятым материалом на камере. Серии показываются одной группой. При необходимости просмотра кадров внутри серии вы жмёте кнопку "DRIVE" и можете это сделать. Выход из серии - нажатием этой же кнопки. Так можно быстро перемещаться как между, так и внутри серий снимков. Просто, логично и удобно.
После установки в камеру перезаряженных аккумуляторов нужно подождать, когда зарядится внутренний аккумулятор даты, после чего камера будет запоминать настройки. Камера старая, аккумулятор даты изношен и заменить самостоятельно не удастся (нужно разбирать фотокамеру).
Фотоаппарат очень требователен к энергии. Работа с ним возможна только при использовании достаточно ёмких аккумуляторных батарей размера АА (требуется 4 штуки). Если планируете снимать очень активно - потребуется резервный комплект батарей и терпение для настройки параметров съёмки после каждой такой замены. Китайских аккумуляторных батарей с заявленной ёмкостью 2600 mAh (реальная ёмкость может быть ниже) хватит всего на 300 кадров.
Фотографии с Olympus E-100RS вы можете посмотреть в следующих публикациях на моём канале