Что есть «десятка»? Это общага, приютившаяся на излёте улицы Ленина в славном бывшем Свердловске и вмещающая в себя – не знаю, как сейчас – во времена развитого социализма контингент студентов УПИ, а конкретно, в основном, физико-технического факультета. Почему я таки решил поведать широкой публике часть этих легенд? Наверное, потому что старею… - а, может, потому, чтобы рассказать о неистощимой фантазии нашего народа и его неуёмной жизненной силе.
«Десятка» сама по себе выделялась из общего ряда типовых решений уже тем, что стояла на отшибе от всего прочего Втузгородка, что подчёркивало некий флёр элитарности населявших её студентов, как причастных к некоему закрытому Знанию. Впрочем, в мои времена строгости изрядно поуменьшились вплоть до схождения на нет после прискорбного факта пожара общаги химфака, что и послужило уплотнению студенческой братии физтеха до объёма трёх этажей из пяти. Один этаж был отдан погорельцам, первый всегда был административным и частью вмещал в себя совершенно непонятных студенчеству семейных людей.
В пору моего заселения туда, общага была весьма оживлённым местом. Что ни день – драка, что ни неделя – с поножовщиной. А что вы хотите от почти чисто мужского коллектива, отчасти страдающего синдромом «отрыва от маминой юбки», чаще всего заключающегося в немедленном падении в стакан, из которого выбирались не все. Скажем, наша группа уже в первую же сессию потеряла двоих… А до выпуска из 26 человек добрались 16.
Центральный лестничный марш заведения имел типичную для сталинского ампира конструкцию: широкий марш на пол-этажа, и два по бокам ещё на пол-этажа. Что прямо-таки провоцировало жильцов на подвиги самовыражения. Я не знаю, кто был первым: Волк из «Ну погоди» - или создатели мультика подсмотрели факт где-то ещё – но катание на тазиках (а тогда были только металлические) по широкому маршу после принятых на грудь граммов было вполне обыденной, хотя и запрещаемой забавой. Нарушителей карали…. если их удавалось поймать.
Коридоры же особой шириной не блистали, что тоже давало свои побочные эффекты. Например, двое ребят баскетбольного роста свободно, упираясь в одну стенку руками, а в другую ногами, забирались под потолок коридора, после чего медленно дрейфовали по коридору же под лампочками. До комнаты председателя студсовета. Должность председателя ССК была отнюдь не номинальной, но очень хлопотной, а потому требовала персонажа неординарного. Что ж, он таким и был – бывший десантник, восстановившийся на факультете после армии. Армейские привычки побуждали реагировать на внешние раздражители незамедлительно. Поэтому на стук в дверь – она гостеприимно распахнулась тут же. Ни-ко-го. Пожав плечами, хозяин закрыл дверь. Стук повторился немедленно. Столь же немедленно дверь открылась опять. Ни-ко-го. Только толпа народа, ржущая в таком отдалении, которое полностью исключала возможность «добежать-постучать-смыться». Вот тогда лицо, облечённое властью и догадалось посмотреть вверх. И обнаружить там две лучащиеся счастьем физии…
Двери были достаточно хлипкими – после стольких-то хозяев… Поэтому, когда уже другого бывшего десантника два сокурсника волокли по коридору в состоянии «хорош» - лёгкое движение натренированной ноги выбивало дощатые двери напрочь.
Здание было достаточно потрёпанным уже тогда, что, естественным образом, оценила всякая живность, не всегда полезная для здоровья. Попытки вывести тараканов предпринимались регулярно, но столь же безуспешно. Клопов изводили более эффективно. А что до мышей – такое ощущение, что именно в нашей комнате была их штаб-квартира. Купленная мышеловка в течение часа сработала 6 раз, после чего вставать уже было лениво… Воспользовались ей ещё пару ночей – и бросили виду явной неэффективности. Но трупы поутру за хвосты аккуратно на кнопки прицепили на дверной косяк ближайшей девчачьей комнаты к их вящему восторгу…
Особенно оживлялась общага 1 апреля. Притороченные к дверным ручкам огнетушители уже давно никого не удивляли. Куда более досадный эффект был от прикнопленных к дверям записок: «Разбудить в 4 утра». И ведь будили… В виде особого бонуса – абсолютно голые гражданки соответствующего рода занятий невесть как просочившиеся сквозь вахту… Да-да, секс в Союзе был и тогда…
Ходить под окнами родной десятки было не то, чтобы небезопасно – оттуда могло полететь всё, что угодно: от шарика с водой до человека… - но непрактично. Меня как-то по блату устроили на месяц дворником – так что я вполне отдавал себе отчёт, насколько это непрактично…
Ну, это, так сказать, вводная часть, а продолжение – следует…
Ваш Хроник.