Найти в Дзене
Заметки логопеда

Как развивается речевой слух малыша

Как мы понимаем, что "коза" и "коса" - разные слова? Мы слышим то, что произносим и ощущаем движения губ, языка, челюсти. Наш мозг различаем слова акустически и артикуляционно. Маленький малыш не сразу понимает, что "слово" - это слово. Сначала он воспринимает слово, как единый поток звуков. Однако, ребенок чувствует, что в нем есть ритм, различает интонацию. По мере развития словарного запаса появляется способность различать отдельные звуки. Так формируются образы слов. Маленький человечек понимает, что слова различаются. Иногда эта способность нарушается. В этом случае могут возникать трудности в выделении звука в потоке других звуков. Ребенок может не различать неречевые звуки: хлопки, скрип, топот, шум. Перечисленные шумы для него звучат как один звук. Ребенок не узнает знакомые мелодии, голоса родных, не понимает откуда доносится звук. Нельзя закрывать глаза, если есть подобные симптомы. Лучше своевременно обратиться к неврологу, логопеду. Если вовремя не решить проблему, в дальне

Как мы понимаем, что "коза" и "коса" - разные слова? Мы слышим то, что произносим и ощущаем движения губ, языка, челюсти. Наш мозг различаем слова акустически и артикуляционно.

Маленький малыш не сразу понимает, что "слово" - это слово. Сначала он воспринимает слово, как единый поток звуков. Однако, ребенок чувствует, что в нем есть ритм, различает интонацию. По мере развития словарного запаса появляется способность различать отдельные звуки. Так формируются образы слов. Маленький человечек понимает, что слова различаются.

Речевой слух малыша
Речевой слух малыша

Иногда эта способность нарушается. В этом случае могут возникать трудности в выделении звука в потоке других звуков. Ребенок может не различать неречевые звуки: хлопки, скрип, топот, шум. Перечисленные шумы для него звучат как один звук. Ребенок не узнает знакомые мелодии, голоса родных, не понимает откуда доносится звук.

Нельзя закрывать глаза, если есть подобные симптомы. Лучше своевременно обратиться к неврологу, логопеду.

Если вовремя не решить проблему, в дальнейшем возникают трудности при переключении с одного звука на другой, трудности при слиянии звуков в слоги, в построении фразы и, как следствие, в освоении грамоты.

Как предупредить нарушение речевого слуха?

Для того чтобы избежать подобных нарушений, чтобы развить слуховое внимание, речевой слух можно использовать следующие игровые приемы:

- Привлекать внимание ребенка к звучащему предмету. Как звенит колокольчик, как скрипит дверь, как лает собака и т .д.

- Учить действовать в соответствии со звуковым сигналом. Бегать, пока звучит музыка, поднять руку, когда зазвенит колокольчик.

- Учить с закрытыми глазами определять откуда доносится тот или иной звук.

- Учить различать как звучат муз.инструменты: колокольчик, бубен, гитара, пианино, дудочка.

- Учить запоминать и воспроизводить какими голосами "говорят" животные.

- Учить различать громко и тихо, далеко и близко.

- Учить запоминать последовательность звучания. Например, сначала позвенел бубен, затем залаяла собачка, потом заиграло пианино.

- Учить выделять звук из звукого потока. Например, топни, когда услышишь звук А.

- Учить выделять из речевого потока загаданное слово. Например, хлопни, когда услышишь "самолет".

- Подражать звукам.

- Воспроизводить ритм под музыку. Ходьба, марширование.

- Выполнять ритмические упражнения для пальцев, рук, ног.

- Воспроизводить ритмический рисунок при помощи хлопков или отстукивания.

Эти несложные приемы при регулярном выполнении помогут развить речевой слух малыша.

Если у вас возникли вопросы, буду рада ответить.

Логопед онлайн. Все о развитии речи. Говорим, читаем, пишем https://vk.com/govorunok123