Найти в Дзене

Конспект лекции 2012 г.

Сейчас мы завершаем последний этап проработки рисунка и приступили к рисованию одежд.

Ткань в иконе рисуется толстыми линиями, потому что это грубая материя в сравнение с ликом она должна смотреться более материальной. А лик это живая, утонченная материя. Тоже материальность, но одухотворенная. Нельзя исполнять ткань тонкими однообразными линиями, потому что это будет противоречить линиям лика и привносить дробность. Да и лик будет смотреться грубей если на ткани будут тонкие изящные линии.

Вопрос ученика: « Виктор Юрьевич, как вы относитесь к написанию икон маслом?»

Ответ: « Я лично не против, могу написать реалистично и маслом. Но есть еще неоспоримые объяснения, почему такое изображение не будет считаться иконой. Сейчас я их поясню. Икона показывает нам подобие реальных живых форм во всей своей сложности и красоте, но при этом не создает иллюзии реальности. В этом особенность иконы. А в живописи реалистической создается иллюзия, которая обманывает воображение. К примеру, возьмем икону Святителя Николая написанную в реалистической манере. Смотря на нее можно подумать, что он такой и был, но это же не правда. Ну даже если бы его писали с натуры это все равно не было бы иконой, потому что реалистический портрет показывает только отчасти некоторые стороны характера и внешнего вида. В портретах художники показывают избранные черты, часто приукрашивая и добавляя от себя впечатления, дабы польстить заказчику. Да, икона тоже показывает только некоторые данные Святого, но она никогда не создает иллюзии, не разыгрывает перед нами спектакль в подражание реальности. При рассматривании реалистической иллюзии мы невольно прельщаемся взором, и в нашей душе создается ощущение реального присутствия Святого. Но Святой в Царствии Небесном имеет духовный облик, а не реальный человеческий. Этот облик условно и передает икона в виде рассказа с помощью изобразительных форм. Рассказа, а не показа или имитации. Это основополагающее различие реалистического и образного повествования. Икона показывает нам Образ Божий в человеке и направляет наш ум и взор к поклонению Богу Творцу. Так же живой духовной иконой является каждый Святой человек, который примером своим ведет нас к Богопознанию, и поклонению Создателю. Теперь рассмотрим, какое действие оказывает реалистическое изображение Святого. Создавая иллюзию идеальной красоты, оно замыкает наши чувства восприятия на себе как на чем то совершенном. И это визуальное совершенство пленит ум и не дает возможности обратиться к совершенству духовному исходящему от Бога. Каноническая икона в несовершенных материальных формах простым художественным языком отражает Божественное совершенство, являясь тем самым путеводителем к более высоким и сложным уровням бытия. Если же иконописец делает из иконы некое идеальное предельно качественное, красивейшее и искусно выполненное изображение, то этим замыкает, зацикливает путь созерцательного восхождения ко Творцу. Выдает красоту материального мира за главное, а духовное за прилагательное, косвенное. Об этом ясно свидетельствуют слова самого художника: «Смотря на красоту реалистической иконы мы можем себе представить красоту духовного мира во много раз превосходящую красоту материального мира» Ключевым словом здесь является: «Можем себе представить….» И здесь начинаются фантазии… . Настоящая православная каноническая икона настраивает ум и взор молящегося на созерцание реальных духовных предметов. Своей особой художественной речью она дает ориентиры и духовные настройки. Подобно настройщику музыкального инструмента настраивает душу молящегося на восприятие духовного. Постепенно возводит к пониманию и ощущению духовной реальности. Икона передает реализм духовной жизни в отличие от реалистического изображения, которое показывает только видимое, за которым нет ступеней духовного восхождения.

Нужно еще учитывать, что изображение может вместить только одно доминирующее содержание. И для канонической иконы приоритетным является возведение человека к Богопознанию. И не правильно было бы заменять это содержание рациональной изобразительной основой, логическим формотворчеством, манерной стилизацией или натуралистичностью и фетишизмом, искусными эстетическими изысками или механическим структурным порядком. Одним словом, всяческими проявлениями творческой человеческой самодеятельности.

Творческие закономерности бытия универсальны, их можно выразить словом, действием, художественными и музыкальными формами, а так же образом жизни. В основе своей они просты и являются фундаментом для созидания сложного видимого мира. Вы уже заметили, что в иконе много взаимосвязей по принципу подобия. Оно может объединять разные части в единое целое не сглаживая разнообразия и индивидуальных нюансов. Изображение формируется посредством ограничения пространства. Расположением в каждой ограниченной форме доминанты. Заполнением пространства малыми элементами в соподчиненности доминанте и границам формы. Эти действия подобны принципам, которые присутствуют в творении мира. Но самое главное, что все формообразование должно нести в себе идеи замысла Божия о человеке. То есть отражать то, что Бог ждет от своего разумного создания. В иконе должны быть выражены добродетели: Долготерпение, целомудрие, милостыня, смирение, молитва, любовь, постничество. Дело в том, что сочетание материальных форм подобно словам может передавать впечатление добродетелей. Для того чтобы убедиться в этом следует сравнить хотя бы изображение кистей рук в картине и иконе. В картине могут быть изображены руки человека труда, сильные грубые натруженные. Или руки красавицы, по виду которых прочитывается самолюбие, сладострастие, утонченная страсть и телесная нега. В иконописном изображении руки выражают милосердие, постничество, смирение и иные многие добродетели. Но не только руки могут выражать смысл, но и более второстепенные формы, такие как одежды. С помощью четких ритмических линий можно выразить стройность и порядок. Подчиненность внешней красоты порядку соотношений по принципу иерархии. В этом выражено так же и смирение. Очевидно, что все изобразительные элементы имеют единство за счет умеренности личной выразительности. Не одна из линий или светлых пятен не выделяется своей внешней напускной красивостью, не кичится своей оригинальной яркостью или пластичностью. В каждом фрагменте иконописных одежд мы видим доминирующую складку которая выражена спокойно без излишних прикрас. Остальные складки чуть спокойней и умеренней, отражая главную заполняют пространство формы. Мы чувствуем завершенность и единство изображения. Они как бы подсказывают человеку, как личное смирение каждого может организовать единство коллектива.

Для выражения духовных состояний в изображении подбираются особые формы и линии, они очень сдержанны по пластике и объему, геометрически уравновешены. В них нет жестких углов и манерной пластики. Все очень сдержанно, не спешно, тщательно выверено, мудро и благоговейно. Эти свойства иконописец призван развивать в себе, что бы выражать в изображении. Исполнение Заповедей Божиих приводит человека в образ жизни и состояния соответствующие содержанию иконы. Развитие духовности предполагает не какое то совершенствование в науках и философской премудрости, не развитие каких то сверхъестественных качеств. Но напротив, познание своей греховности и несостоятельности. Не способности делать что либо созидательное и добродетельное. Такое реальное осознание приводит к смирению и обращению за Божией помощью для исправления своей жизни. Осознание несостоятельности основы своей жизни приводит к работе над своим внутренним человеком. Человек отрезвляется и перестает заниматься внешним подражанием мнимым идеалам и лицемерием. Если в жизни иконописца происходит духовное развитие, то он может выразить в иконе подлинное содержание. В противном случае ему приходится имитировать духовные выражения. Если человек вообще не стремиться к познанию своего реального состояния и к познанию Божественных проявлений в жизни, то такой человек беден и ему нечем поделиться с ближним. Возможно, человек при этом имеет развитые таланты, плоды которых выдаёт за что то существенное и духовное. Но такая подмена не пройдет и не принесет развития таланта в спасительном направлении. Художник начинает подменять отсутствие содержания украшениями, манерами исполнения, какими то фантазиями. Что то интересненькое оригинальное сочиняет, некий дизайн.

Современные иконы о многом говорят, стоит только мысленно спросить, о чем их речь. Бывает, рассматриваешь иконы на выставке или в магазине. Одна икона говорит: «посмотри, какая красота, полюбуйся, как радостно и ярко, доставай фейерверки, будем веселиться». Другая говорит: «Отдохни и развлекись, смотря на драгоценные узоры», Третья: «Смотри, какое мастерство, как будто не руками сделано, как четко, какой порядок и логика, гениальность мастера». Четвертая: «Смотри, какой лик, как живой, это необычная красота реального мира, а представь себе какая красота на Небе?». И так далее…. Но редко можно увидеть икону, которая говорит о добродетелях, возводит ум к познанию Премудрости Божией. Настраивает на молитву и умное рассуждение.

В современном иконотворчестве часто проявляется ложное понимание о духовности. У каждого есть какие то личные рассуждения о мире, о жизни, о вере и святости. И часто эти личные рассуждения далеки от реальности. Когда художник не изучает, не знает, не ищет истинных основ жизни, начинает фантазировать о Боге. Задает себе вопрос о том, какой Бог, какой Рай, какие святые? И придумывая, отвечает себе: « Рай красивый, все там должно блестеть, красочно, ярко, небо в алмазах, везде драгоценности. Бог добрый дедушка с большой бородой. Святые все добрые, улыбаются, все красивые, глаза ласковые. Все светиться, на одеждах побольше украшений». То, что человек придумал сам относительно своего уровня познания и развития, то, к сожалению и воплощаются потом и в иконописи.

А когда мы почитаем жития святых, изучим подробно Священное Писание и наставления учителей Церкви. Когда сами начнем жить Церковной жизнью и опытно узнаем свое состояние. Когда увидим Промысел Божий проявляющийся в жизни и истории человечества. То придем к пониманию, что не все так просто и радужно. Все намного сложнее и серьёзней. Поймем, что даже представления и Царствии Небесном не доступны для нашего понимания и чувства. Появиться ясность, что шутить нельзя со многими делами, а также с творческой фантазией в иконописи. Сформируются базовые понятия, на основе которых можно развивать направление иконописного служения.

Икона настолько мудро устроена, что на каждую мелкую часть есть объяснение. Возьмем, к примеру, простую особенность. Почему в древней иконе линии и формы не ровные? Кажется, что иконописец не умел ровно сделать? Формы цельные, лаконичные, но обведены не ровно. Попробуем всё сделать ровно и увидим, что пропала цельность и живость, изображение стало искусственным. Пропало что то душевное реальное, появилось кукольное ремесленное. В неровных формах и линиях есть какая то жизненная правдивость, что то близкое нам, людям. Ведь мы в природе не видим ничего абсолютно ровного, все живое сложное, развивающееся. Ровные формы кажутся мертвыми, застывшими. И чем ровней, тем бездушней. Материальный мир несовершенен и не идеален во всех проявлениях, но организован и упорядочен. В изображении основные формы подчинены геометрической стройности и цельности. А нюансы наполнены живописной пластикой и умеренной кривизной. Нет абсолютно ровных форм и нет сильно кривых, все в меру для равновесия. Есть элементы держащие стройность и элементы «оживляющие» внешний вид. Такой порядок близок восприятию человека, потому что человек сам неровный физически, морально и умственно. И это естественно, он живой развивающийся. И все неровности естества чудесным образом Бог приводит в порядок и единство. Эта объективная правда, и отражена в древней иконе. Но сейчас, как никогда, жизнь заполнена человеческим рациональным порядком, преобладает функционализм. То же происходит и в иконописи, проще написать все идеально ровно и тщательно, чем уравновесить неровное. Но это еще пол беды, самое опасное в том, что идеальность выдается за духовное действие. Человеческий рациональный порядок выдается за божественный. Аккуратность, чистота и правильность во всем выдается за чистоту душевную, мудрость и мастерство. Мир требует, чтобы иконы были тщательные, яркие и украшенные. Написаны идеально с художественной точки зрения. И в этом направлении отсутствует стремление к познанию особенностей Божественного творчества. Древняя икона нам указывает направления к Богопознанию.

Лекцию составил и провел: В.Ю.Трускалов. 2012 г. Использование материалов разрешается.