Найти тему
Святогорская Лавра

Память 40 мучеников Севастийских. Проповедь

Жития святых мучеников, память которых Святая Церковь празднует 22 марта, оставили глубокий след в истории веры Христовой. 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, пострадали в 313 году от Рождества Христова. Все они были воинами, но воинским званиям и почестям предпочли звание воинов Христовых, сохранив преданность и верность Христу до самой своей мученической кончины.

Проповедь архимандрита Исихия (Клыпы), произнесённая в День памяти 40 мучеников Севастийских. 22 марта 2016 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В нынешний праздничный день, братья и сестры, мы воспоминаем 40 мучеников Севастийских, живших в начале IV века, когда царь Константин Великий уже подписал Миланский эдикт о веротерпимости, и в его половине царства Римской империи, где он управлял, можно было свободно исповедовать Православную веру. Его же родственник, император Ликиний, хотя также подписал этот эдикт, но в его восточной части Римской империи продолжалось гонение на христиан. И в 320 году в Малой Армении сорок мучеников-воинов, которые происходили родом из Каппадокии, исповедовали перед военачальниками Лисием и Агриколаем свою веру в Господа нашего Иисуса Христа. Несмотря на страшные мучения, которым были подвергнуты, они не были сломлены. Но постоянно во время тех временных земных битв, в которых они сражались за земного царя, устремлялись умом своим к Господу нашему Иисусу Христу и уповали не на силу своих мышц или на свои воинские навыки, но уповали на Божественную помощь. Часто, когда уже всё римское войско оставляло свои позиции, эти 40 христианских воинов оставались и одерживали победу.

Так точно и во время этого мученического своего подвига они надеялись не на то, что своими человеческими силами смогут одолеть дьявола и его служителей, а надеялись на Божественную помощь и поэтому всегда устремлялись умом и молитвой к своему Творцу и Создателю. И действительно, в темницу, где находились мученики, Господь Сам являлся им и вещал, что «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22), потому что венчается не начало подвига и не начало добродетельной жизни, но венец получает человек по тому, как он закончил свою земную жизнь или свой страдальческий подвиг.

И мы видим на примере этих сорока святых мучеников, что один из них, хотя и начал подвиг вместе с ними, но, тем не менее, когда они были поставлены в холодное озеро Севастийское на всю ночь, а на берегу была растоплена жаркая баня, то он своим умом поколебался, восхотел получить это тепло ― временную земную ослабу. Он не надеялся на то тепло, которое даёт Господь наш Иисус Христос, согревая благодатью Духа Святаго всякого человека, а устремился к этой натопленной бане. Но как только вступил на её порог, тотчас же упал мёртвым, потому что, как говорит Господь, наша жизнь не зависит от нашего имения, тем более она не зависит от нашего желания. Господь, когда видит, что человек уже совершенно отпал от Него и невозможно для этого человека прийти в покаяние, прекращает эту жизнь.

И этот отпавший от 40-численной дружины человек также показал, что уже сделал решительный выбор и отрёкся от Господа нашего Иисуса Христа. Страж, который находился на берегу озера, видел такое необычное явление, что 39 мучеников, стоя в холодной воде, тем не менее остаются живы, а тот, который хотел получить тепло и побежал к бане, ― умер. Он начал раздумывать, из-за чего это произошло, и тотчас увидел 39 светлых венцов, которые исходили с неба и знаменовали то мужественное исповедание, которое претерпевали за Христа эти святые мученики. Уразумев, что не хватает сорокового венца для отпавшего, он, разбудив остальную дремавшую стражу, поведал, что с этого времени и он является истинным последователем Господа нашего Иисуса Христа и, сбросив с себя одежды, побежал в озеро.

На следующий день, сильно раздражённые этим событием, военачальники Лисий и Агриколай положили тяжёлыми молотами раздробить кости святых мучеников, чтобы они не от лёгкого усечения мечом, как и полагалось для римских воинов, предали бы свою душу, но чтобы в тяжких мучениях окончили свою жизнь. И тяжёлыми молотами им раздробили голени. Один из них, самый юный, Мелитон, не умер после этих мучений. И мать его, христианка, видя, что он может остаться на месте, а тридцать девять пострадавших мучеников уже повезли за город, чтобы там, по приказанию мучителей, их тела были сожжены, взяла его на руки и, ещё живого, понесла вместе со святыми мучениками за город. На её руках он почил, и тогда уже был положен на телегу. И так сорок святых мучеников восприняли венец в Царстве Небесном.

И мы, взирая на их мученическую кончину, видим, что они стали истинными детьми своего Отца Небесного, потому что здесь, на земле, претерпели то наказание или то научение, которым Господь по Своей любви подвергает каждого человека. Человек, по своей немощи живя в этой временной жизни, привязывается к тому сладкому, великому и славному, что является любезным для каждого грехолюбивого сердца. И в некоторой мере эта привязанность была и у святых мучеников. И Господь, желая совершенно очистить их от всякого земного пристрастия и земной сладости, этими мучениями, как золото в горниле, очистил, чтобы приять и даровать им в Царстве Небесном уже полную и возможную совершенную радость и сладость, которая может вселиться только в сердце того человека, которое совершенно чисто от всяких страстей.

И мы, братья и сестры, чтобы и то наказание, которое Господь даёт и нам, как православным христианам по примеру сорока святых мучеников Севастийских, будем стараться претерпеть также без ропота и уныния, но с радостью, понимая, что недостойны страсти этой временной жизни той славы, которая должна явиться в Царстве Небесном. Аминь.

Подать записку о здравии и о упокоении

Реквизиты для пожертвований

Подписывайтесь на наш канал

© Свято-Успенская Святогорская Лавра, 2022 г.