Найти тему
Святогорская Лавра

Традиция печь «жаворонков» ко дню памяти 40 севастийских мучеников

22 марта, в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, Святая Церковь установила совершать литургию (в этом году это будет литургия Преждеосвященных Даров). Облегчается пост, чтобы подчеркнуть торжественность дня — разрешается пища с растительным маслом. Также в этот день традиционно пекут «жаворонков» — особые постные изделия из теста, по форме напоминающие птиц.

-2

С древних времён на Руси в начале весны было принято печь так называемых «жаворонков» — булочек или печенья, по форме напоминающих птиц. В дохристианские времена этот обычай был посвящён приходу весны и возвращению перелётных птиц. В представлении древних славян эти птицы приносили из тёплых стран на крыльях тепло и настоящую весну. Считалось, что весна начиналась по-настоящему только после прилёта жаворонков, её предвестников.

-3

С приходом христианства на Святую Русь этот древний обычай выпечки «жаворонков» (как некоторые другие, такие, как обычай печь блины на масленицу) перешёл и в христианский быт. Только при этом он был приурочен к конкретной дате календаря, христианскому празднику — дню памяти 40 севастийских мучеников (замученных в IV веке римских воинов-христиан, принявших мученическую кончину за исповедание Христа и отказ поклониться языческим богам), и поскольку день их памяти приходится на время Великого поста, «жаворонков» стали выпекать из постного теста. И, разумеется, традиция изготовления «жаворонков» наполнилась уже иным, христианским содержанием.

-4

Новый смысл этот древний устоявшийся обычай получил в крестьянской среде: проводя много времени за работой в поле с раннего утра, крестьяне обратили внимание на поведение жаворонка. Во время пения эта птица то взмывает высоко в небо, то камнем «падает» с высоты вниз, к земле. Подобное поведение жаворонков набожные крестьяне объясняли особым дерзновением, а также глубоким смирением и благоговением этих птиц пред Богом.

-5

Словно по слову царя-псалмопевца Давида «всякое дыхание да хвалит Господа», жаворонок устремляется ввысь с хвалебной песней Творцу мира, но потрясённый величием и славой Господа, в глубоком благоговении преклоняется вниз, спускаясь назад к земле. Размышляя об этом в канун дня памяти 40 севастийских мучеников, наши благочестивые предки пришли к духовно красивому предположению, что поющие жаворонки изображают собой песнь славы Господу, возносимую мучениками во время своих страданий, их высоту духа и смирение, покорность воле Божией, их всецелое упование на Господа Бога и обращение земного взора и взора духовного к Горнему, ко Христу и Его Небесному Царству.

«Мы пели не одни, нам как бы вторило творение Божие, хваля Бога, дивного в Своих избранниках…»

Подобные благочестивые помыслы об этих звонких предвестниках весны как о творениях Божиих, имеющих особое промышление Божие о них и особенно благоговейную и дерзновенную любовь к Своему Творцу и Владыке, находят своё отражение в сохранившихся довольно интересных фактах церковной истории.

Прписп. Сергий (Сребрянский)
Прписп. Сергий (Сребрянский)
Духовник Марфо-Мариинской обители, город Москва
Духовник Марфо-Мариинской обители, город Москва

Так, в житии преподобноисповедника Сергия (Сребрянского, день его памяти 5 апреля (духовник Марфо-Мариинской обители города Москвы, настоятельницей которой была преподобномученица Елизавета Феодоровна Романова)), в месте описания обстоятельств погребения угодника Божия мы находим такие достойные внимания сведения:

«Когда гроб опускали на дно могилы, мы пели «Свете тихий». Песчаный грунт земли, оттаявшие края могилы грозили обвалом. Несмотря на предупреждение, толпа рванулась к могиле, и горсти песка посыпались на гроб почившего. Скоро послышались глухие удары мёрзлой земли о крышку гроба.

Икона прписп. Сергия (Сребрянского)
Икона прписп. Сергия (Сребрянского)

Мы продолжали петь, но не мы одни. «Граждане, — слышался голос, — смотрите! смотрите!» Это кричал человек с поднятой рукою кверху. Действительно, нашим взорам представилась умилительная картина. Спустившийся с небесной лазури необычайно низко, над самой могилой делал круги жаворонок и пел свою звонкую песню; да, мы пели не одни, нам как бы вторило творение Божие, хваля Бога, дивного в Своих избранниках».

Житие по книге: Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Книга 3. Тверь: «Булат», 1999. С. 59-102.

Подать записки с именами для молитвенного поминовения во время богослужения в Святогорской Лавре

© Свято-Успенская Святогорская Лавра, 2022 г.