Для тех, кто в бункере, вчера, 21 марта Тверской суд Москвы признал деятельность социальных сетей Instagram* и Facebook*, принадлежащих компании Meta.Inc** экстремистской и запретил их на территории России, передает корреспондент ТАСС.
Как отметила судья, решение о запрете вступает в силу немедленно. Ранее на этом настаивали Роскомнадзор и ФСБ России.
Ссылка на видео из Тверского суда Москвы.
Так много вопросов и так мало ответов...
В связи с этим решением возникает очень много вопросов, что теперь пользователям делать можно, а что нельзя.
Мы с командой постарались собрать полный список всего запрещенного и разрешенного, готовьте ручку и листочек, записываем.
Распространяются ли ограничения на WhatsApp?
Нет. Ограничивать и блокировать работу мессенджера не собираются. «Настоящее решение не распространяется на деятельность мессенджера WhatsApp компании Meta** ввиду отсутствия функций по публичному распространению информации», — отметили в свою очередь в пресс-службе суда.
Можно ли теперь пользоваться Facebook* и Instagram*?
Граждане и организации не будут привлекаться к ответственности за экстремизм за то, что пользуются Facebook* и Instagram*. «Использование продуктов компании Meta** физическими и юридическими лицами не должно рассматриваться как участие в экстремистской деятельности», - пояснил представитель прокуратуры. «Лица не будут привлекаться к ответственности только за то, что они пользуются услугами Meta**», - добавил он.
Ни физические, ни юридические лица не будут привлекаться к ответственности за размещение в нем контента, не противоречащего законодательству Российской Федерации.
Что в итоге тогда запрещено?
Компании Meta** запрещено открывать отделения и вести коммерческую деятельность в России. В Генпрокуратуре и ФСБ считают, что деятельность Meta направлена против России и ее вооруженных сил.
Как считает юрист адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Максим Стрильченко, финансовые отношения между пользователями Facebook* и Instagram* и компанией Meta** могут иметь уголовно-правовые последствия. Однако, как сказал юрист «Известиям», чтобы привлечь пользователей к ответственности, необходимо будет доказать, что у них был прямой умысел финансировать экстремистскую организацию.
Покупать рекламу и акции Meta тоже запрещено?
Покупка рекламы, скорее всего, будет расцениваться как финансирование экстремистской организации по статье 282.3 УК РФ, как и оплата других услуг Facebook* и Instagram*.
Что касается акций, однозначного ответа нет. В теории такие сделки могут попадать под ту же статью Уголовного кодекса.
Однако ещё 11 марта председатель комитета Госдумы по информполитике и связи Александр Хинштейн утверждал, что ни миноритарных, ни крупных акционеров не будут привлекать к ответственности, если они не принимают непосредственного участия в принятии решений Meta.
Можно ли использовать логотипы соц.сетей?
Публичная демонстрация логотипа компании Meta.Inc** может квалифицироваться как административное правонарушение, состав которого предусмотрен ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ, а в случае его внесения в Федеральный список экстремистских материалов — также по ст. 20.29 КоАП РФ.
Саму компанию при публичном использовании в текстах, новостях необходимо помечать * Деятельность организации запрещена на территории РФ. Отсутствие маркировки несет ответственность по части 2 статьи 13.15 КоАП.
Помечать соцсети Facebook* и Instagram* не нужно. (Мы решили перестраховаться).
Нельзя размещать логотипы Meta**, Facebook* и Instagram* во всех иных местах, плакатах, компьютерах, автомобилях и т.д.
Могут ли привлечь к ответственности за старые публикации с упоминанием Meta**?
Да. Могут возбуждать дела по 20.3 и 13.15 КоАП ретроспективно.
Позиция Meta**
Корпорация Meta Platforms** просила Тверской суд отложить заседание и прекратить рассмотрение заявления Генпрокуратуры, но получила отказ. Также компания попросила назначить лингвистическую экспертизу высказываний, которые послужили причиной обращения Генпрокуратуры в суд, однако ей отказали и в этом.
Представитель Meta** в суде говорила, что корпорация изменила свою политику и заявляет о недопустимости русофобии и призывов к насилию против россиян. По ее словам, присутствие россиян в соцсетях, которыми пользуются 2 млрд человек по всему миру, - важный фактор глобального общения и ведения бизнеса.
Надеемся, что сумели собрать ответы на все ваши вопросы. Если нет — задавайте их в комментариях, постараемся ответить максимально оперативно!
С Вами была команда маркетингового агентства «NaZare», всем хорошего дня!
* Соцсеть, признанная в России экстремистской
** Деятельность организации запрещена на территории РФ