Найти тему
Взгляд милитариста

А что в нем такого замечательного-то? Аниме «Мастера меча онлайн»

Доброго времени суток. Да, канал пока находится в состоянии консервации, как те Т-62 в сибирских лесах, но даже их время от времени необходимо заводить и проверять состояние боевой готовности. (Еще бы это все выполнялось – вообще было бы замечательно). Так и я решил подать признаки жизни на канале. Тем более, что имеется повод – воспользовавшись отсутствием необходимости писать обзоры, взялся за просмотр тайтлов, отложенных на потом из-за их большого объема. Первыми, благодаря посту на канале ПроАниме, стали «Мастера меча онлайн». И, раз уж я посмотрел все имеющиеся на данный момент материалы по данной вселенной, за исключением ответвлений с чиби-версиями персонажей и второго полнометражного фильма, то решил поделиться своим мнением, эмоциями и размышлениями после просмотра. Впрочем, сегодня постараюсь обойтись без большого количества спойлеров. И да, я прекрасно осознаю, что в рамках одной небольшой статьи полностью разобрать вселенную невозможно в принципе, и она, если все пойдет хорошо, обязательно получит собственный отдельный марафон за рамками сборников. Но определенные эмоции требуют выхода уже сейчас.

Пламя разочарования № 2. Аниме «Мастера меча онлайн»

Начну, наверное, с небольшого размышления о том, что не везет мне на популярные аниме. Как уже говорил, в силу сложившегося характера, я патологически не хочу смотреть или откладываю в дальний ящик аниме, которые у всех на слуху, постоянно попадают на вершины каких-нибудь топов и имеют огромную армию фанатов. Однако, если я все же берусь за просмотр, чаще всего после недоумеваю, а что в них такого шедеврального? Первые восемнадцать серий «Re: Zero» будут еще долго мучить меня вьетнамскими флешбеками. Хотя второй сезон, в отличие от многих комментаторов, мне, наоборот, понравился. «Оверлорд» после первых полутора сезонов скатился к приключениям откровенного нациста, которого едва ли не как кукловод за ниточки дергает его же бывший NPC. Первый сезон «О моем перерождении в слизь» показался типичным исекаем про очередную имбу, ничем не выделяющимся среди одноклассников, о чем и писал в соответствующем обзоре. «Стальная тревога» так же вызвала противоречивые чувства странным юмором и поведением героев. Но тут уже скорее вкусовщина, и мое изначально не совсем верное восприятие и ожидания от сериала сказались. И только «Восхождение героя щита» смогло приковать меня к экрану на все двадцать пять серий. То есть не просто заинтересовать, а буквально украсть все 23 февраля двухгодичной давности, заставив отложить все дела на потом ради просмотра. И, не смотря на двух с половиной героев-идиотов с копьем, луком и мечом (последний как раз только на одну вторую) и отчисленную с первого курса театрального принцессу Малти Мелромарк, от приключений Наофуми Иватани и его спутниц я получил огромное количество положительных эмоций. Получил бы еще больше, если бы Наофуми, подобно Хаджиме Нагумо, скрафтил себе какой-нибудь пулемет или два, но увы. Вторым аниме, полностью завладевшим моим вниманием, стал «Тяжелый объект», повествующей о пилоте миниатюрной звезды смерти Милинды Брантини, двух малолетних дебилах - диверсантах Хейвие Винчелле и Квенсере Барботаже и командующей этой командой мечты Флорейции Капистрано. (Его весьма подробно разобрала Якабито, так что все желающие – не забываем ознакомиться и поделиться мнением в комментариях, а то там только мои осенью появились, что качеству статьи не соответствует.) И теперь к «Щиту» и «Объекту» присоединились первые четырнадцать серий «Sword Art Online». Да, они, безусловно, имеют недостатки. При попытке ужать в такой объем два реальных года жизни в виртуальном мире это неизбежно. Что, например, наглядно показала седьмая серия. В которой знакомая Асуны, кузнец Лизбет, и за влюбившуюся подругу порадоваться успела, и с Кирито познакомиться, и неприязнь на любовь к нему сменить, и понять, что он уже занят, и погоревать об этом, и в себя придти. Однако бодрый темп повествования, неплохой, пусть и не идеальный экшен, разнообразие ситуаций и проблем, которые предстояло решать героям, активные и живые второстепенные персонажи и разбавляющие это все отношения и посиделки Кирито и Асуны перекрывали неровности и шероховатости сюжета с головой. По крайней мере, при первом просмотре. А вот странный финал арки зажег в сознании небольшой, но не гаснущий огонек сомнения - так ли идеально это аниме и заслуживает ли такой популярности? И чем дальше смотрел, тем сильнее он разгорался. Поэтому в рамках сегодняшней статьи решил поделиться своими впечатлениями и наблюдениями именно о недостатках SAO, которых набралось прилично.

Начну, по традиции, с сюжета. Тем более, что я уже трех персонажей упомянул, а кто они и откуда – не рассказал. Первоисточником стало одноименное ранобэ, выходящее с 2009 года (хотя первый том Рэки Кавахара написал для конкурса Dengeki Game Novel Prize еще в 2002 году). На данный момент вселенная, помимо 25 томов ранобэ, включает в себя и магну, и игры, и аниме. Первый сезон которого, «Мастера Меча Онлайн» или «Sword Art Online», вышел в 2012 году и содержал двадцать пять серий. История начинается 6 ноября 2022 года, когда во время официального запуска MMO RPG «Sword Art Online» с полным погружением в виртуальную реальность с помощью технической новинки – нейрошлема, по воле ее создателя несколько тысяч игроков оказались в ней заперты с незамысловатым условием: умрете в игре – шлем убьет вас по-настоящему. Попытка отключения в реальности – результат аналогичный. Единственный выход – пройти игру, покорив все сто этажей нового мира. Собственно, помимо прочих, в плену игры оказались Кирито, один из бэта-тестеров, он же Кадзуто Киригая, и Асуна Юки – дочь директора крупной японской корпорации. Которые, если описывать происходящее крупными, очень крупными, мазками, пойдя каждый своим путем, через какое-то время объединились сперва на профессиональной почве, а потом и проникнувшись друг к другу взаимной симпатией. И сыграли в завершении растянувшегося на два года заточения ключевую роль. Впрочем, и после возвращения в реальный мир их приключения, или злоключения – как посмотреть, не закончились. И в целом общая концепция истории, показывающая поэтапное развитие компьютерных технологий и виртуальных миров, связанные с этим риски, в частности для физического и духовного здоровья человека, открывающиеся возможности, появляющиеся вопросы права и морали, выглядит вполне интересно. Однако к тому, как наполняли повествование, вопросов от сезона к сезону становилось все больше.

Мастера Меча Онлайн, 2012 год, 25 серий
Мастера Меча Онлайн, 2012 год, 25 серий

Вообще, сложилось впечатление, что сюжет и для сезонов, и для полного метра, авторы явно писали за неделю. Причем первую половину - за первые пять рабочих дней, выкладываясь на полную и искренне вложив в них душу, а вот вторую... или в выходные, параллельно отрываясь с женщинами низкой социальной ответственности, алкоголем и запрещенными на территории России веществами. Или, что более вероятно, утром понедельника, отходя от бурного кутежа и внезапно вспомнив, что после обеда нести сценарий начальству на утверждение. А оно, начальство, пребывая в не лучшем состоянии, не глядя подписывало предоставленные бумаги. Причем с течением времени кутеж каждые выходные все больше сказывался на умственных и творческих способностях сценаристов, и общее качество от сезона к сезону падало. Как уже говорил, приключения героев в «Sword Art Online» вызвали вопросы только в финале, и связаны они были с необъяснимой задержкой смерти Кирито (очередная «любовь») и его с Асуной выживанием. Оставшиеся же одиннадцать серий первого сезона, повествующие о приключениях Кирито в поисках Асуны в новой игре ALfheim Online вопросов вызвали уже куда больше. Непродуманность тактики, отсутствие поддержки ветеранов SAO, попыток поиска союзников и альтернативных вариантов решения проблемы в реальном времени… Тем более, что если оригинальную игру, о которой он уже немало знал, Кирито с товарищами проходил два года и завершил преждевременно по невероятному стечению обстоятельств, то в ALfheim Online, абсолютной неизвестной, справился менее чем за неделю. Даже сюжетная линия с сестрой главного героя, если присмотреться, была, признаю, довольно трогательной, но насквозь дырявой.

Второй сезон «Мастера Меча Онлайн II» или «Sword Art Online II» вышел в 2014 году и был лишь на серию короче предшественника. И по концепции получился весьма схожим с ним. И, даже, наверное, чуть лучше. Первая половина, поднимающая тему ПТСР у Кирито и новой героини Синон, вышла весьма интересной, с серьезными поднимаемыми темами, неплохой детективной составляющей и психологией. И даже привлечение к расследованию, связанному с убийством людей через игру, стороннего любителя вместо создания группы профессионалов на зарплате можно было понять (а вот отсутствие подобных шагов в будущем – уже нет). Последующее прохождение всей честной компанией квеста, который, в случае проигрыша, устроил бы самый настоящий армагеддон в игре, и обретение Кирито и Асуной своего нового старого любовного гнездышка смотрелось весьма неплохо. А дальше внимание переключилось на Асуну, которой достался извечный конфликт отцов, в ее случае – матерей, и детей, и такой же извечный сюжет с прикованной к больничной койке неизлечимо больной девочкой. И, пусть это прозвучит цинично, но конкретно эта слезовыжималка, по крайней мере на мне, не сработала. Может это я такой неправильный, может в силу личных причин сейчас не воспринималось так остро (хотя, как мне кажется, должно было быть наоборот), но я куда больше эмоций испытал от гибели Чамбера в «Гаргантии», чем от истории Юкки Конно и ее «Спящих рыцарей». Тем более, что в отличие от расследования и душевных самокопаний Киригаи, Асуне с новой знакомой на это дали только семь серий.

Мастера Меча Онлайн II, 2014 год, 24 серии
Мастера Меча Онлайн II, 2014 год, 24 серии

К полнометражному «Мастера Меча Онлайн: Порядковый ранг» или «Sword Art Online Movie: Ordinal Scale» продолжительностью чуть менее двух часов, вышедшему в 2017 году, особых вопросов нет. Что и не удивительно. Два часа - это, по сути, пять-шесть серий, и писались они, исходя из ранее изложенной концепции в нормальном состоянии. Технологии в фильме получили, на мой взгляд, неплохое развитие с наложением элементов виртуального мира на реальный. И, как следствие, теперь в игре учитывается не только данные прокачки персонажа, но и физическая форма игрока. А так же дали, за что мое отдельное спасибо, возможность игрокам из разных по стилю и жанру игр одновременно участвовать в схватках. То есть и мечами с копьями в монстра тыкать, и шквалом пуль и ракет его поливать. В основе же конфликта – еще один отголосок смертельной игры в SAO, трагедия потерявших любимого человека людей. Плюс весьма неплохая, пусть и не такая напряженная, детективная составляющая, и линия с потерявшей часть памяти Асуной. Опять же, увы, сильно не дотягивающей до первого сезона, но хоть что-то. Негатив же в основном вызван действиями правоохранительных органов, в очередной раз положившихся на обычного японского школьника и сдавшихся если не после первой же запертой двери, то после второй точно. И финальной схваткой, где здравый смысл был привнесен в жертву эпичности, и вместо того, что бы отправиться валить крокозябру всем вместе, подкрепление к команде мечты прислали в самый последний момент. И, увы, «Порядковый ранг» стал своего рода Рубиконом, после которого история, на мой взгляд, свернула куда-то не туда.

Мастера Меча Онлайн: Порядковый ранг, 2017 год, 119 минут
Мастера Меча Онлайн: Порядковый ранг, 2017 год, 119 минут

Третий сезон «Мастера Меча Онлайн: Алисизация» или «Sword Art Online: Alicization», вышедший в 2018-2019 годах и сохранивший объем предшественников – честные двадцать четыре серии, повествует о попытке ССЯ вырастить искусственный интеллект нового поколения. И попытке американцев (привет заклятым друзьям из страны восходящего солнца) его прихватизировать. Общая концепция выглядит, пусть и шаблонно, но весьма здраво и интересно. Тем более, что поначалу сезон задал неплохую планку, по крайней мере, в виртуальном мире. Новый мир, Underworld, получился достаточно реалистичным, с кровью, распоясавшимися дворянами, жесткими и жестокими правилами и опасной злодейкой. Однако, когда обвыкшийся и прокачавшийся в новом для себя месте Кирито вместе с местным жителем Юджио перешли к активным действиям во второй половине сезона, оказалось испорчено все, что только можно. Да, я не большой фанат фэнтези, и излишне цветастые схватки между двумя героями с многократно превосходящими обычных людей силами меня не очень увлекают. Но в целом смотрелись они неплохо, подарив несколько интересных моментов. Однако из раза в раз противостояния заканчивались очередной пожалейкой поверженных противников, их раскаянием или внутренними терзаниями. Серьезно?! Плюс после всех благородных и честных рыцарей на экране появился какой-то уродец Чуделкин, вызывающий только один вопрос – как он вообще сюда попал? Чья больная фантазия такого уродца и извращенца родила? Немного скрасили уныние и серость от происходящего главная антагонистка сезона Квинелла и причина переполоха как внутри мира, так и снаружи – рыцарь Алиса. Впрочем, что она, что Кирито с Юджио, что помогающая им управляющая программа Кардинал резко поглупели и потеряли душевное равновесие при битве с Квинеллой. Да, не спорю, вышло ярко. Хотя, я бы предпочел видеть отточенное тренировками искусство меча, а не принцип «махнул – выпустил луч смерти» и берущиеся не пойми по каким законам из воздуха одна за другой вундервафли. Но вежливо стоящая и слушающая диалоги между героями антагониства, так же стоящие и наблюдающие за избиением ею Кардинала остальные трое, и прочая болтовня и истерики, которые в реальном бою закончилась бы на второй секунде смертью идиотов, привело к тому, что последние серии я смотрел откровенно через силу, испытывая испанский стыд и повторяя как молитву «да когда же это все кончится?!».

Мастера Меча Онлайн: Алисизация, 2018 год, 24 серии
Мастера Меча Онлайн: Алисизация, 2018 год, 24 серии

О четвертом (2019 год) и пятом (2020 год) сезонах, в целом объединенных названием «Мастера Меча Онлайн: Алисизация — Война в Подмирье» или «Sword Art Online: Alicization - War of Underworld» поговорю как о едином целом. Тем более, что они по временной шкале идут один за другим, без какого-то разрыва, и вместе составляют полноценный сезон на 23 серии. И тут, увы, я должен констатировать, что кутеж каждые выходные негативно сказался на умственных способностях сценаристов. Ибо весьма странные решения обитателей местного виртуального мира, по своим умственным и моральным качествам нисколько не уступающих людям, начинаются едва ли не сразу. Как вы смотрите на то, что бы поставить командовать целым отрядом явно не предназначенного для этого человека, который всем своим видом источает неуверенность, желание сбежать с поля боя и забиться в угол? Что он и сделал. Но потом нам расскажут его трогательную и трагичную историю, почему он таким стал, и как, под влиянием обстоятельств, буквально за несколько минут переборол все свои, годами лелеемые, комплексы, и стал, как и его товарищи, еще одним терминатором. Серьезно? Именно такие истории и должны быть рассказаны во время сражения за будущее человечества? Стоит ли мне напоминать, что должно следовать за проявленной трусостью в бою и дезертирством, повлекшим гибель вверенных людей? Мало того, на это же поле боя из безопасного тыла Алиса притащила еще и Кирито, три четверти сезона находящегося в состоянии овоща, вверив его двум мечницам - недоучкам. Еще вспомню, что прибывшая в этот мир, наконец, Асуна и еще ряд персонажей будут сперва сражаться как львы, потом впадать в отчаяние от потерь союзников, нескончаемого количества врагов, вьетнамских флешбеков о происходящем в SAO и так далее, а потом вдохновившись призраком друга или какой иной причиной, снова бросятся в атаку. И так несколько раз подряд. Вы серьезно думали, что это будет выглядеть драматично и интересно? Я такие ходы лет в десять-двенадцать, играя с солдатиками, разыгрывал. А тут вроде бы серьезные люди сценарий писали. Или в этот раз так хорошо погуляли, что чей-то «кактус» в папку с папиными бумагами влез и свою фантазию приложил?

Мастера Меча Онлайн: Алисизация — Война в Подмирье, 2019 год, 12 серий
Мастера Меча Онлайн: Алисизация — Война в Подмирье, 2019 год, 12 серий

Ну и куда же без клише, что пока одного героя будут избивать, остальные и пальцем не пошевелят, что бы помочь товарищу. Причем на animeonline.cc, где я и смотрел (где же ты, yummyanime?), под пятым сезоном многие комментарии сводились к «наконец-то интересный сезон, никакой болтовни, только сражения». Серьезно? Это свалку с ордой однообразных противников без какой-либо тактики вы называете нормальными сражениями? Появляющиеся один за одним рояли в кустах в виде, например, еще одного залогинившегося игрока, спасшего Асуну в последний момент? Или творящих вообще не пойми что с логикой и правилами этого мира главных персонажей? И ладно Кирито, у него разобраться с местной магией было достаточно времени, но люди, что союзники, что противники, только пару часов назад в игру вошедшие?! Или то, что все свели к очередной «силе любви и дружбы»? В компьютерной игре, ага. Где все должно подчиняться четким правилам. Про то, что сезон, помимо прочего, испортили еще и банальным и примитивным гаремом, я вообще молчу.

Мастера Меча Онлайн: Алисизация — Война в Подмирье 2, 2020 год, 11 серий
Мастера Меча Онлайн: Алисизация — Война в Подмирье 2, 2020 год, 11 серий

Причем, если происходящее в виртуальном мире пошло в разнос, наплевав на логику и здравый смысл, только к финальному сезону, то в реальности это произошло как минимум на сезон раньше, в самом начале «Алисизации». Поскольку если привлечение Кирито к расследованию преступления в виртуальном пространстве еще можно объяснить отсутствием у соответствующего отдела нужных специалистов. То их отсутствие в дальнейшем, в том числе для поддержки сверхсекретного правительственного проекта уже вызывает серьезные вопросы. Как и то, что проникшую на сверхсекретную базу Асуну (про то, как это произошло - отдельная, не менее странная история) не только не выпроводили на большую землю, но даже в карцер не посадили и связи с внешним миром не лишили. И она при первой возможности выложила всю подоплеку секретного проекта всем своим друзьям. Гениально. Про отсутствие охраны на объекте, приглашение на работу имеющего свободный выезд из страны человека с иностранным помощником и так далее, от чего у любого безопасника волосы на лоб полезут, так же забывать не будем. На этом фоне технические вопросы вроде проблем отключения погруженных по новой технологии людей к Underworld и вселившегося в новую экспериментальную модель робота виртуальной копии сознания Акихико Каябы, главного виновника трагедии первого сезона, как-то даже теряются.

Впрочем, сказать, что сезон оказался совсем испорчен, я не могу. История с орками, образовавшийся союз рыцаря Шеты и гладиатора Искана, размышления вождя Фулгера (хотя с какого перепугу его как огра классифицировали?) были одними из немногих светлых моментов этого сезона. Но, увы, этого было катастрофически мало. Как и очень жаль слитых Биксула Ура Шустера и Липию Занкер с темной стороны. Если бы их историю продолжили и довели хотя бы до объединения с армией мира людей, получилось бы намного интереснее.

Вторым серьезным разочарованием стали персонажи. И в первую очередь Асуна Юки. В оригинальной игре она запомнилась, с одной стороны, волевым человеком с внутренним стержнем, который и план по уничтожению монстра придумает, и исполнять его заставит, и сам неведомую кракозябру нашинкует, и, когда надо, мозги окружающим вправит. С другой – милой девушкой, самой желающей чего-то теплого и светлого, которая пожалеет, поймет, создаст домашний уют, и в целом умеющей радоваться жизни не смотря ни на что. Из этого выбивалась разве что ее неспособность справиться с собственным телохранителем, да неожиданно проснувшийся материнский инстинкт к одному ИИ, который никуда не ушел даже после выхода из игры. Впрочем, и эти моменты можно, при желании, объяснить, и впечатления они не портили. Во второй половине сезона, к сожалению, ей отвели роль дамы в беде, вернее, в клетке - но и там она смогла себя показать. А вот дальше весь ее образ посыпался. Или, вернее, застыл на месте, как тот комар в янтаре. Она, по сути, превратилась в просто милое дополнение к Киригае. Да, влюблена. Да, переживает. Но как насчет каких-нибудь других черт характера? Каких-то целей в жизни помимо «всегда быть рядом с Кирито»? Их поиска? Увы. Ее чувства останутся едва ли не единственным, что мы про нее будем знать. Нет, конечно, она не пропадет из кадра насовсем, но большинство ее действий будет сводиться или к переживаниям за Кирито, или к весьма странным попыткам разобраться в ситуации, или к таким же, вызывающим вопросы, действиям. Передо мной противник, который управляет вражеской армией? Буду просто на него смотреть, ловить вьетнамские флешбеки из SAO, и мне даже в голову не придет попытаться его достать. Кирито очнулся после смертельного поединка и куда-то рванул? Хорошо, пусть идет. С ним же ничего не случится, правда? Напали на улице? Буду с растерянным видом стоять столбом... Мои товарищи отправляются решать проблему и спасать жизни нескольких тысяч человек? Конечно подожду их тут, а присоединиться решусь чуть позже, что бы эпичнее вышло. А иначе неинтересно выйдет. И так весь второй и третий сезоны, и полнометражка между ними. К каким-то активным действиям Асуна перешла в четвертом сезоне, и даже смогла продемонстрировать какую-никакую дедукцию... Тут же запоров момент идеалистическими лозунгами. Но об этом чуть позже. Да и финал вышел так себе. Прожив 200 лет в Underworld-е вместе с Кирито, к чему пришли эти двое? Если останутся оба - будут вместе бороться за новый мир. Если останется Кирито - аналогично. Что выбрала Асуна, если бы осталась одна - самовыпилиться... Чего?! Вот так просто? Наплевав на 200 лет счастливого брака и похоронив, нет, простите, тут подойдет именно ПОХЕРИВ!!! все, что было за это время вместе создано? В том числе тот самый мир, ради которого ты пот, кровь, пусть и не совсем реальную, и слезы проливала? Знаете, вспоминая Сайто и Луизу, Кадзуя и Викторику, Сагару и Тидори, не говоря уже об одиночных сильных женских персонажах в аниме, за Асуну становится грустно. Очень грустно. И обидно.

Асуна Юки. Пойди еще найди приличное изображение.
Асуна Юки. Пойди еще найди приличное изображение.

Как и за самого Киригая в последних двух сезонах, где его настроение порой совершало за короткий промежуток времени такие кульбиты, что начинаешь переживать за его душевное состояние. Про остальных персонажей сказать, увы, можно еще меньше. К сформировавшейся при прохождении SAO вокруг Кирито и Асуны команде присоединится сперва его сестра, а потом и Синон, она же Сино Асада в реальной жизни. И если эти две девушки получат вменяемую и глубокую предысторию, то про остальных мы практически ничего не узнаем. Нет, мелькать они будут каждой арке, но в том то и дело, что в основном именно мелькать. О них вспоминают тогда, когда надо нагнать массовки для теплых ламповых посиделок или рейда на еще одного босса. И серьезного влияния на сюжет они практически не оказывают. Как и каких-то черт характера и глубоких предысторий, связанных с персонажами, нам не раскроют. О том, что каждый из них может иметь личную жизнь, интересные черты характера, какие-то устремления авторы едва ли вспоминают. Впрочем, учитывая происходящее с Асуной, на это жаловаться как-то странно.

И, наверное, не совсем уместно об этом говорить в свете происходящих на западе событий, но еще одной раздражающей вещью стал пацифизм и идеализм главных героев. Кирито, винящий себя в убийстве трех человек в SAO, пусть и выглядел крайне интересно, но на каком-то этапе стал раздражать. Я понимаю винить себя за гибель сопартийцев. Но за убийство трех убийц - это уже как-то странно. Не будем забывать и про Асуну, которая сперва пришла в ужас от идеи засунуть ИИ в боевой беспилотник. А потом заявляла, что защитит жителей Underworld-а от всех из внешнего мира. Ну, с учетом, какой идиотизм там творится, может и получится, если сама за ум возьмешься. В нормальной же реальности тебя бы даже до базы бы не допустили. Сюда же отнесу и пространную речь, которой остальная группа призывала на помощь Кирито в Underworld других японских игроков. Причем нормальную мотивацию, с объяснением, что и как, что противник хочет заполучить новое ИИ Сил Самообороны, что кому-то, в том числе и Кирито, грозит опасность гибели, все пропустили мимо ушей. Но стоило рассказать, какие тут все хорошие и замечательные, как окружающие презирают ММОшников за виртуальные миры, а они на самом деле такие же реальные, как и привычный нам, как все тут же ринулись в бой. Замечательные моральные качества у японских граждан. Им самим за себя не стыдно после такого?

Так, вдох – выдох. Если честно, по прошествии уже приблизительно двух недель с момента завершения просмотра пятого сезона эмоции немного потускнели, но даже сейчас, выплеснув самые яркие из них, сказать можно еще много о чем. Например, о загубленной романтической линии, которая, не смотря на заявленный в описании жанр, вышла довольно пресной и обрывистой. Хоть и подарила несколько действительно красивых моментов, не буду лукавить. Об антагонистах. В частности - главном злодее второй половины первого сезона, настолько же отбитом и озабоченном, как и его коллега из второго сезона «Стальной тревоги», но отличающегося еще меньшим умом и сообразительностью. Вернее - их полным отсутствием. О конструкции той самой базы, где развивали проект «Алисизация», приведшей к куче проблем. О том, что Кирито с Асуной, такое впечатление, вообще забывают, что помимо мира виртуального, у них есть еще как минимум живые родители, которым на них не плевать. И которые волосы на себе рвать будут, случись что. И еще о большом количестве больших и малых несостыковок и логических дыр. О вышедшем в 2018 году спин-оффе «Мастера Меча Онлайн: Альтернативная «Призрачная пуля» или «Sword Art Online Alternative: Gun Gale Online» я так же не рассказал, хотя его двенадцать серий, пусть и оставили ряд важных вопросов, но получились гораздо адекватнее и сбалансированнее, чем «Алисизация». Правда, Anilibria, с каких пор ПТРС или ПТРД называются винтовками?!

Да и вообще, наверное, странная получилась статья. Стоило ли ее вообще писать? А то просто взял и вывалил большое количество негатива и претензий к целой франшизе, толком не разобрав ни одного из сезонов. И даже не знаю, как теперь завершить этот крик души. Наверное, все же повторюсь, что озвученное – далеко не единственное, чем мне запомнился SAO. В каждом сезоне было и немало хорошего, чего я нисколько не отрицаю, и о чем я обязательно расскажу, если доберусь до марафона по «Sword Art Online». По крайней мере, буду на это надеяться.

Рекомендации

Ну и чтобы привнести в публикацию немного позитива, по сложившейся традиции делюсь ссылками на дополнительные материалы по данному аниме и не только. Собственно, по «Sword Art Online» на канале Павла Метельского мне встретились два клипа: AMV на композицию «Тучи над городом встали» группы «Чиж и Ко» и AMV на композицию «Пой моя гитара» Юрия Лозы . На самом деле, их там больше, но запомнились именно эти два.

Анастасия Яковлева сделала весьма уютный и позитивный клип на «Песню ведьм» с кадрами «Академии ведьмочек». К сожалению, за исключением еще одной композиции, остальные выбранные автором для творчества треки сильно разошлись с моими музыкальными предпочтениями.

А Wolf of the Aurora сделал нарезку аниме «Strike Witches» под вышедшую летом композицию шведского коллектива Sabaton «Steel Commanders». И наличие в кадре большого количества Тигров и Шерманов, а так же американский генерал в командной рубке Р-1000 способствовали перемещению данного аниме поближе в списке просмотра.

Заключение

На этом на сегодня все. Было приятно снова что-то опубликовать. Надеюсь, вам было интересно. Если вам есть что добавить, возразить, указать мне на ошибки и неточности или предложить еще какой-нибудь тайтл для просмотра, не забывайте высказать это в комментариях. С соблюдением приличий, разумеется. С удовольствием прочитаю и по возможности отвечу. Если на канале вы впервые, то можете ознакомиться с имеющимися на нем материалами вот по этой статье-архиву. Приятного чтения и до скорой встречи. А я, пожалуй, пойду пересмотрю серию с приготовлением кролика.

P.S. В ближайшее время опубликую еще пару небольших статей-мнений: одну с рассказом о других каналах с аниме-тематикой (хотя сомневаюсь, что смогу кого-то удивить), во второй постараюсь аккуратно поделиться мнением и ссылками по происходящему в мире. После чего вернусь обратно в бункер.