Найти тему
Библио-лаборатория

"Эксцессия" Йэна М. Бэнкса - Культура, адхократия и политика космической оперы

Здравствуйте!

Наконец-то я с огромным удовольствием возвращаюсь к одному из своих любимых циклов - «Культуре» Йэна М. Бэнкса, именно — к роману «Эксцессия».

Так случилось, что знакомство с Культурой я начал именно с этого романа, и только позже, когда прочитал уже все произведения цикла, понял как мне повезло. Не могу со стопроцентной уверенностью назвать «Эксцессию» абсолютно лучшей книгой цикла, но, пожалуй, она является очень яркой квинтэссенцией нескольких первых произведений, больше склонных к жанру чистой «космической оперы», чем НФ с социально-психологическим привкусом, как в более поздних произведениях. Хотя, конечно, и в «Эксцессии» Бэнкс не обошелся без социологии и психологии, включая и социопсихологические особенности негуманоидных рас, искусственных Разумов и даже сущностей из иной Реальности.

-2

Прежде всего, «Эксцессия» наконец-то погружает нас глубинные тонкости того, кто и как управляет Культурой — немыслимо гигантским, многочисленным и пестрым образованием для нас, обитателей одной планеты, живущим на дне гравитационного колодца. Ответ оказывается очень простым — на постоянной основе Культурой… не управляет никто! Да, в ней есть Контакт, своего рода пронизывающая все пространство Культуры нейросеть, и есть Особые Обстоятельства, фагоциты Контакта. Но по большей части обе эти структуры занимаются происходящим за пределами Культуры или в точках соприкосновения Культуры с иными акторами галактических и межгалактических отношений. Внутри же все субъекты Культуры живут практически как им заблагорассудится. Объединяющая суть вполне конкретно выражена в самом названии — Культура; то есть входящие в нее цивилизации объединяет практически исключительно общие взгляды на жизнь. То самое пресловутое культурное единство — и ничего больше.

Однако всегда остается проблема взаимодействия с теми, кто эти взгляды НЕ разделяет. В подавляющем числе случаев неразделяющие значительно уступают Культуре в мощи (хотя обычно сами этого не сознают), и тогда ими занимаются Особые Обстоятельства. Конечно, Старшие Расы, перешедшие порог Сублимации, предположительно превосходят Культуру, но поскольку они совершенно не интересуются тем, что осталось у них позади, отдельной проблемой их назвать нельзя.

Представитель расы Хамов (Affront)
Представитель расы Хамов (Affront)

Очень редко возникает конфликт с равным или почти равным соперником (если не численно и технологически, то как минимум по энергичности). Такова была Идиранская война.

Но совсем уже уникальный случай — когда Культура сталкивается с чем-то, что превосходит ее, как сама Культура превосходит племена антропоидов, только-только научившихся обтесывать кремневые рубила. Или даже больше. И вот это уже страшно, потому что непонятно: что с этим делать?

В отличие от всех предыдущих романов цикла, главные герои «Эксцессии» - это, конечно, же корабли, точнее — Разумы, эти корабли одушевляющие. Бэнкс наконец-то раскрывает суть управления Культурой — это очень редко (и лишь частично) встречающаяся в земной истории форма правления, именуемая «адхократия», то есть в буквальном переводе - «ситуационная власть». Комитеты и организации, возникающие в виду и для решения всего одной, пусть даже глобальной задачи — нам сложно представить себе, чтобы это могло быть единственной формой политической власти, но в предельно анархической и гедонистической Культуре, где отсутствуют какие-либо формы (и возможности) принуждения такая форма является единственным вариантом.

Конечно, формально ключевыми фигурами романа все равно являются люди, но сюжет «Эксцессии» нанизан именно на интриги, взаимодействие и даже ссоры Разумов, составляющих такие адхократические «комитеты», которые даже для вроде бы всемогущих и всеведущих Особых Обстоятельств - персонажи сомнительных легенд… Хотя на деле они сами оказываются плотью от плоти ОО.

-4

Бэнкс наконец-то приоткрывает завесу и над сутью Сублимации, то есть переходов цивилизаций в категорию Старших, и над тем, каким образом отдельные субъекты Культуры могут ее покинуть, став Эксцентриками. Очаровательнейшая раса Хамов, при всей ее свирепой привлекательности, нужна лишь как яркая декорация, на фоне которой Бэнкс описывает глубинные течения внутри необъятного пространства Культуры, взбудораженного посещением совершенно непостижимой Эксцессии.

Роман — настоящая жемчужина цикла, и потому, я, к своему сожалению должен добавить еще один абзац к статье.

Увы, с переводами пока роману не очень везло. Если вы владеете английским в достаточной мере — читайте оригинал (я начинал именно с оригинала). Если нет — ищите перевод 2017 года К. Фалькова, и умоляю вас, если вам только дороги ваша жизнь и рассудок, держитесь подальше от торфяных болот не прикасайтесь к переводу 2002 года Фролёнка — он ужасен и убог. В новом переводе тоже хватает «заноз» - тут и неоправданное упрощение авторского текста, и перевранные имена собственные (каким образом Attitude Adjuster превратился в «Миротворца»?), но он хотя бы читабелен…

Жаль, что за «Эксцессию» не взялся переводивший другие романы о Культуре Григорий Крылов. Но будем надеяться… И читать цикл дальше.

Читайте также на канале:

#научная фантастика #фантастика #космическая опера #йэн бэнкс #литература