Биография Джона Л. Дорра III – миллиардера, филантропа, инвестора Google, Amazon, Netscape, Compaq
“Мне нравится помогать людям оказывать крупномасштабное влияние. Я сетевик, организатор, безграничный энтузиаст и сторонник великих предпринимателей и лидеров.” (с) Джон Дорр
Один из самых успешных венчурных капиталистов Кремниевой Долины. Бизнесмен, чья карьера руководителя составила более 35 лет. Ведущий сторонник инноваций и инвестиций в "зеленые технологии" в те времена, когда это еще не было трендом. Он считает себя не финансистом, а кем-то из сферы обслуживания "настоящих" предпринимателей, чтобы те могли создавать свои продукты и технологии на благо человечества, не отвлекаясь на поиск необходимых денежных средств. Умный, честный, добрый, принципиальный – Джон Дорр.
По стопам отца
“Мои родители упорно трудились, чтобы дать нам пятерым то, что никто не смог бы отнять – отличное образование.” (с) Джон Дорр
Джон Дорр родился 29 июня 1951 года в городе Сент-Луис, штат Миссури. Он рос в крепкой и дружной семье среди пятерых братьев и сестер. Отец Джона был инженером-электротехником и предпринимателем. Лу Дорр заразил всех своих детей любовью к технике – наследники выбрали инженерные специальности. Например, младшая сестра Джона, Элиза – известный в научных кругах специалист-робототехник. Сейчас она в совете директоров FIRST tech challenge – детско-юношеской образовательной программы в области робототехники. Родители верили, что важнее образования и воспитания моральных принципов для детей нет ничего и не пожалели на это ни денег, ни сил.
Джон закончил частную католическую школу-интернат для мальчиков Chaminade College в Сент-Луисе и продолжил образование, поступив на факультет электротехники в частный научно-исследовательский университет Райса в Техасе. Этот ВУЗ стоит на 17 месте в стране и славится качеством образования (соотношение учеников и преподавателей 6:1), веселыми многолетними традициями (забеги голышом или пивные велогонки), кодексом чести студента, нарушение которого грозит разбирательством в Совете Чести и может даже грозить отчислением.
После окончания университета юноша отправился в Гарвардскую школу бизнеса и поступил в аспирантуру. Но его не оставляла мечта открыть собственное дело вместе с друзьями как отец. А где лучше всего открыть технологический бизнес? Конечно же в Кремниевой Долине, куда в 70-е стремились все выпускники инженерных ВУЗов Америки. Джон прерывает учебу и переезжает в Калифорнию.
Работа в Intel
“Венчурная индустрия постоянно меняется – мы должны меняться вместе с ней. Чтобы лучше конкурировать и служить предпринимателям.” (с) Джон Дорр
Дорр приехал в Санта-Клариту в 1975-м. Но открыть бизнес без опыта и поддержки даже там было нереально. Он знал, что венчурные фирмы как-то связаны с созданием новых компаний. Джон пытался попасть на стажировку в одну из инвестиционных фирм, но ему отказали. Специалист отдела кадров пожалел крайне расстроенного молодого человека и посоветовал попытать счастья в Intel – там как раз требовались менеджеры в отдел продаж. Это было яркое время в жизни компании – её инженеры недавно изобрели 8-битный микропроцессор “0808”. Он стал основой для создания персонального компьютера.
Наставником Джона был Энди Гроув, “икона” в мире бизнеса, главный исполнительный директор Intel и автор настольной книги каждого управленца – “Высокоэффективный менеджмент”. Его уроки Дорр будет успешно применять на протяжении всей дальнейшей карьеры. А пока он работает в Intel и постепенно, но довольно быстро продвигается вверх – к должности топ-менеджера отдела продаж.
Энди Гроув и Джон Дорр обучали персонал отделов продаж Intel в США и Европе. Разработанные ими тесты доказали превосходство микропроцессора Intel 8080 над Motorola 6800. В том числе благодаря им были выиграны крупные контракты с Siemens и ICL. Джон забыл о венчурном бизнесе и решил связать свою жизнь с Intel. Он вернулся в аспирантуру и продолжал работать по 12 часов в день.
Начало работы в Kleiner Perkins и первый стартап
“Джон всегда первым видит перспективу.” (с) Ларри Пейдж, сооснователь Google
В 1980-м друг рассказал Джону, что инвестиционная компания Kleiner Perkins Caufield & Byers ищет человека на должность младшего партнера – проверять бизнес-планы потенциальных клиентов. Карьера в Intel развивалась отлично, но в глубине души Дорр все еще мечтал основать собственный бизнес, хотя в венчурный капитал особо не верил. Тем не менее согласился на встречу – ему было интересно познакомиться с Юджином Клейнером, человеком, который принимал непосредственное участие в создании Кремниевой Долины такой, какая она сейчас. Во время беседы партнеры-основатели фонда убедили Джона, что если он перейдет в Kleiner Perkins, компания инвестирует в его стартап. Предложение было очень соблазнительным и Дорр согласился. В первый же год ему посчастливилось познакомиться с профессором Caltech Карвером Мидом. Ученый занимался исследованием новых инструментов конструирования микросхем, которые назвал “кремниевой компиляцией”. Это и стало идеей для стартапа Дорра и Мида Silicon Compilers. Верные слову, Kleiner Perkins поддержали компанию своего младшего партнера.
Джон Дорр работал параллельно в Kleiner Perkins и в Silicon Compilers 10 лет. В 1991-м стартап приобрела компания Mentor Graphics за $142 млн. Как инвестор он работал в двух областях: информационные технологии и наукоемкий бизнес. Первым крупным успехом начинающего венчурного капиталиста стала инвестиция в 1982-м в Compaq. Он убедил старших партнеров рискнуть и вложить производителя персональных компьютеров $1,5 млн. И не прогадал – доходы взлетели. За первый год Compaq продал ПК на $110 млн и вскоре стал первой компанией, достигшей оценки в $1 млрд. Дорр принес изменения в довольно консервативный фонд – инвестиции стали смелее и крупнее. До этого максимальный чек KP равнялся $200 тыс.
Великие десятилетия в Kleiner Perkins
“По сути, мы – сервисная организация. Мы помогаем предпринимателям создавать новый бизнес или даже целые новые отрасли.” (с) Джон Дорр
Так начались великие десятилетия Kleiner Perkins, которые вознесли фонд на вершину венчурного бизнеса. В 1982-м он инвестировал в Sun Microsystems – компанию, выросшую из локальной сети Stanford University. В 1990-м KP приобрел за $4,7 млн 12% акций Intuit Inc – разработчика финансового ПО и множество других успешных, но менее известных технологических стартапов. 1994-й стал поворотным. Пришло время интернета. Джон Дорр часто вспоминает, что в 1991-м на ежегодном стратегическом декабрьском совещании партнеры предположили, что близится время, когда они найдут 19-летнего парня, создавшего программу, которая изменит мир. Предсказание сбылось, только юноше было 22 года.
В январе 1994-го на выставке MacWorld Expo Джону Дорру показали прототип первого веб-браузера Mosaic, который придумал какой-то парнишка из University Urbana-Champaign. Тогда он подумал – надо срочно включаться в дальнейшую работу, иначе безнадежно отстанем. Бывший партнер Джона по Silicon Compilers, профессор Джим Кларк познакомился с этим парнишкой – Марком Андриссеном и недолго думая, вложил в дальнейшие разработки браузера личные $4 млн. Так появилась компания Mosaic Communications.
Через несколько недель профессор Кларк позвонил Дорру и попросил встретиться с Марком. После переговоров KP инвестировал в стартап $5 млн и стал владельцем 25% фирмы. Помимо этого, Джон помог Андрессену нанять команду мирового уровня. Через год Mosaic вышла на рынок акций под именем Netscape и была оценена в $2,2 млрд. Событие положило начало буму интернет-компаний.
Джефф Безос открыл книжный магазин Amazon в июле 1995-го. Компания начала быстро расти и расширяться. Джон Дорр обратил внимание на талантливого бизнесмена и его вера в будущее Amazon убедила партнеров инвестировать $7 млн в интернет-торговлю. Это была первая и единственная сделка Безоса с представителями венчурного капитала вплоть до IPO в 1997-м. Они начали работать не как инвестор и бизнесмен, а как соратники, тем более, что Джефф и Джон прекрасно нашли общий язык – оба были любителями технологий.
В 1999-м Kleiner Perkins инвестировал $12 млн в Google и приобрел приблизительно 10% компании. Джон Дорр вошел в совет директоров Google вместе с Майклом Морицем из Sequoia Capital. "Мы рады, что венчурные капиталисты такого калибра помогают нам строить компанию. Мы планируем активно развивать фирму и технологии, чтобы продолжать создавать лучшую систему поиска в интернете" – написал по этому поводу Ларри Пейдж, генеральный директор и сооснователь Google.
Инвестиции в “зеленые технологии”
"Климатический кризис – самая актуальная проблема, стоящая перед нашей планетой. Крайне важно, чтобы мы ускорили приток инвестиций в "зеленые технологии."" (с) Джон Дорр
Крушение рынка интернет-компаний в начале 2000-х привело к тому, что Silicon Valley Money Machine (Денежная машина Кремниевой Долины) – Kleiner Perkins начала пробуксовывать. Тогда компания, к тому времени уже возглавляемая Джоном Дорром, поменяла направление инвестиций – сосредоточилась на “зеленых технологиях”. Это решение во многом было принято под влиянием Джона, активиста-эколога. Он хотел спасти природу и вытащить фонд из кризиса
Стоит признать, что выбранная стратегия оказалась в итоге неудачной. Стартап по производству солнечных панелей MiaSole, поддерживаемый Дорром собрал почти $500 млн инвестиций и в течение некоторого времени оценивался в $1,2 млрд. Но он не выдержал конкуренции с китайскими производителями и оказался на грани банкротства. Джон спас компанию: выплатил все долги по заработной плате и продал за максимально возможную тогда цену $30 млн.
Еще хуже дела обстояли с производителем роскошных гибридных автомобилей Fisker Automotive. Компания собрала $1,4 млрд от фондов, в том числе Kleiner Perkins, и частных инвесторов, например Леонардо Ди Каприо. Вскоре в Fisker произошел глубокий управленческий кризис, были уволены большинство сотрудников, а ее делами заинтересовался Конгресс США, так как фирма получала не только частные инвестиции, но и государственные займы.
Всего KP инвестировала в 68 компаний направления greentech. Две из них были проданы, три стали публичными, а остальные прогорели. Джон Дорр смотрел слишком далеко – время экотехнологий наступило совсем недавно. Но главная проблема состояла в том, что было упущено время. Пока Дорр и его партнеры фокусировались на экологических стартапах были забыты такие “крупные рыбы” как Facebook, Linkedin, Groupon. Издания и новостные порталы цитировали Пола Грэма, основателя Y combinator: “Kleiner Perkins уже давно не та “вершина”, к которой стремятся создатели новых прорывных проектов.”
Снова на вершине
Кажется, что каждые десять лет мы становимся свидетелями волшебных, экспоненциально больших волн инноваций. Первая была в начале 80-х годов, когда микрочип позволил создать первые персональные компьютеры. Вторая волна началась в 1994 году: интернет. Третьей в 2007 году был смартфон и облачные технологии. Эти три чудовищные волны инноваций были сейсмическими, тектоническими сдвигами в вычислительной технике и коммуникациях. Сейчас мы врезаемся в четвертую волну – искусственный интеллект – и она превзойдет все другие.” (с) Джон Дорр
Сильный руководитель может совершать ошибки, мудрый руководитель их исправляет. К 2010-му стало ясно, что ситуацию надо срочно менять. Для этого Дорр предпринял несколько шагов. Он пригласил на должность управляющего партнера крупного аналитика Morgan Stanley Мэри Микер, которая знаменита своим феноменальным чутьем на тренды. Он дал ей карт-бланш в виде фонда Digital Growth внутри компании с инвестиционным капиталом в $1 млрд. Мэри разместила средства в 26 стартапов среди которых Spotify, SoundCloud, Wize, Zynga, Flipboard и стала быстро догонять конкурентов. Пусть не на посевной стадии и не в инвестиционном раунде серии “А”, но она смогла вложить деньги (а это было уже непросто) в Facebook, Groupon, Linkedin, Twitter. Они не принесут колоссальных прибылей, но с репутационной точки зрения – бесценны.
Чтобы свести промахи к минимуму, Дорр внес изменения в производственный процесс. Им была заказана система Dragnet, задача которой – отслеживать “шум” в социальных сетях, оценки пользователей в магазинах приложений, даже найм или увольнение персонала. Но самое важное, что он изменил политику одобрения сделок. Решение об инвестиции принималось не только в соответствии с “прогнозом” или “чутьем”, но после совещания с главными партнерами. При этом бюрократическая волокита сводилась к минимуму.
В 2008-м он внес $100 млн от лица Kleiner Perkins в iFund – фонд в размере $200 млн, который нацелен на финансирование разработки перспективных приложений для iPhone. По словам Джона, iPhone даже важнее персонального компьютера.
Так, постепенно, примерно за 10 лет компания вернула свои позиции одной из ведущих венчурных организаций в Кремниевой Долине. В 2016-м по семейным обстоятельствам Джон прекратил активную работу инвестора и перешел на должность председателя правления. Его место занял Тед Шлейн – бывший бизнес-ангел в сфере кибербезопасности и партнер KP.
“В данный момент я вижу себя в кресле “играющего тренера”. Я в восторге от наших нынешних лидеров, лидеров следующего поколения и будущего.” (с) Джон Дорр
Семья и благотворительность
“Настоящий предприниматель не всегда должен быть озабочен только зарабатыванием денег. Он также должен найти способ сделать что-то значимое для мира и беречь свою семью.” (с) Джон Дорр
Джон действительно стремился посвящать больше времени семье. Его супруга Энн, с которой они вместе еще с университетской скамьи, перенесла тяжелую болезнь. А одна из дочерей, Мэри, увлеченная, как и отец, спасением планеты будучи подростком основала довольно скандальную молодежную экологическую организацию “Неудобная молодежь”. Сейчас она применяет свои силы непосредственно к живой природе – работает ветеринаром. Вторая дочь Дорров, Эстер, тренер по теннису. Супруги очень близки. Они вместе работали в Intel – Энн магистр в области электроники, вместе работали в Silicone Compilers, вместе присутствовали на “технологическом ужине” президента Обамы, вместе занимаются благотворительностью.
Дорры – попечители своего родного университета Райса и большинство их благотворительных программ связаны именно с образованием. При личном состоянии в $13,5 млрд Джон организовал НКО New Schools Venture Fund, который выделяет деньги на образовательные проекты. К благотворительным пожертвованиям он относится так же, как к инвестициям – ищет тех, кто хочет творить добро и менять мир. Семья Дорр подписала “клятву дарения” и твердо намерена ее исполнить.
Еще почитать:
- Том А. Алберг – гений инвестиций и фанат Сиэтла
- Питер Фентон: “Я выбираю цель и игнорирую препятствия”
Спасибо за 👍👍👍 и подписку , заходите к нам еще. А если вам нравится, что мы пишем – установите мессенджер Gem4me, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!