Найти в Дзене
Антон Владимиров

Незаслуженно обойдённый вниманием зрителей фильм с Виктором Сухоруковым

Оглавление

Газеты сообщили, что сегодня нас покинул кинорежиссёр Виталий Мельников. Это был очень, очень старый человек, о котором, на самом деле, мало кто помнил. Но, если спросить зрителей, смотрели ли они фильмы «Выйти замуж за капитана», «Семь невест ефрейтора Сбруева» или «Начальник Чукотки», большинство ответит утвердительно.

Режиссёр Виталий Мельников
Режиссёр Виталий Мельников

Правда, речь пойдёт не об этих, широко известных, фильмах. А о картине, которая была снята Мельниковым в 2003 году на киностудии «Ленфильм». А называлась она «Бедный, бедный Павел».

С вами Антон Владимиров — писатель, композитор и кинематографист. Рассказываю про обойдённый вниманием зрителей и критиков фильм Виталия Мельникова с Виктором Сухоруковым.

Бедный, бедный Павел

Картина была снята по пьесе Дмитрия Мережковского. В роли императора — Виктор Сухоруков. Фильм получил три награды на различных российских кинофестивалях, и одну — на Международном детском кинофестивале «Артек». Признаться, меня весьма смутила эта награда — кино явно не предназначено для детей. Однако всё было правилам: «Бедный, бедный Павел» таинственным образом получил допуск всего лишь 12+, что соответствует рейтингу RG-13 (ранее 13+) по американской системе. Хотя, по идее, его содержании ближе к 16+ по российским стандартам (или R/17+ по американским).

Узнали натуралиста ?
Узнали натуралиста ?
И критик записал: «В 1796 году, после смерти матери, императрицы Екатерины II, этот странный новый император вдруг попытался одним махом покончить со многими русскими нелепицами, сделав огромную страну управляемой и процветающей, а народ — счастливым.
Картина представляет нетрадиционный взгляд на личность русского императора, показывая его не как тирана, а как живого человека со своими переживаниями, который искренне всеми силами стремится осчастливить страну, которой правит, но не понимает её, и избирает негодные методы, что приводит лишь к результату, противоположному желаемому».

Но, в общем, это мало что значит. А дело всё в том, что эта картина как-то прошла мимо широкой общественности. Нашумевший «Пушкин: Последняя дуэль» с нашим всем Безруковым получил в разы большую огласку. А о наличии «Бедного Павла», оказалось, многим и известно не было. Правда, достаточно большое количество зрителей знает Виктора Сухорукова только по Татарину из «Брата», и о других воплощениях замечательного актёра не подозревает.

Почему так случилось

На мой режиссёрский взгляд, Сухоруков гораздо самобытнее и талантливее Безрукова. За него говорят и своеобразная внешность, фактура, голос. Да и сам актёр — человек более прямолинейный и открытый. Не говоря о том, что нашему всему после участия в съёмках «Совкомбанка» пора лечиться электричеством.

Где найти справедливость, когда цены в магазинах растут быстрее ваших сбережений ?
Где найти справедливость, когда цены в магазинах растут быстрее ваших сбережений ?

«Фильм Натальи Бондарчук о Пушкине по форме напоминает мексиканскую мыльную оперу: в нём много педалированных, на грани истерики, эмоций и такая же скверная, на грани брака, операторская работа. По жанру это детектив, расследование обстоятельств роковой дуэли и подлых писем, ставших её детонатором. По идеологии — портрет чистой патриархальной России, со всех сторон окружённой врагами [из рецензии в «Российской Газете». Кстати, я полностью согласен с трактовкой автора, хоть фильм можно и глянуть, не совсем он плохой — А. В.]

Это что за съёмки, и кто учит снимать так ?
Это что за съёмки, и кто учит снимать так ?

Однако в успехе того или иного фильма, особенно художественного, большое значение имеет пиар, раскрутка. Что, в случае с Безруковым, явно было более активным. Да и сам Пушкин более «попсовый» киногерой, чем император.

Я считаю, что «Бедный, бедный Павел» — качественное кино и интересное, его стоит посмотреть хотя бы потому, что это один из лучших образцов современного российского кинематографа. И таких образцов очень мало. А на этом пока всё, с вами был Антон Владимиров. До встречи в эфире.