Найти в Дзене
«Человек и Закон»

Instagram и Facebook, признали экстремистскими в России. Законно ли продолжать пользоваться этими соцсетями?

Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta Platforms Inc., и признал экстремистскими её соцсети: Facebook и Instagram. Решение вступило в силу немедленно после оглашения. Что теперь изменится в жизни россиян? Можно ли продолжать пользоваться этими соцсетями, не опасаясь быть привлечённым за экстремизм? Все нюансы возможных последствий решения столичного суда объясняет адвокат по уголовным делам правового центра «Человек и Закон» Евгений Эрлихман

Простым пользователям запрещённых соцсетей пока бояться нечего
Простым пользователям запрещённых соцсетей пока бояться нечего

На уровне провайдеров Интернета Facebook в России блокируется с 4 марта, Instagram — с 14 марта. Однако многие пользователи нашли методы обхода ограничений доступа с помощью VPN- сервисов, позволяющих имитировать запрос с территории других государств. Насколько это теперь законно в свете последних событий?

«Простым пользователям бояться пока нечего. — Говорит адвокат по уголовным делам Евгений Эрлихман. — Представитель Генеральной прокуратуры РФ специально уточнил этот аспект прямо в зале Тверского суда. Он сказал, что использование гражданами соцсетей не должно рассматриваться как участие в их экстремистской деятельности».

Помимо этого, представитель Генпрокуратуры уточнил, что запрет деятельности не коснётся мессенджера Whatsapp, также принадлежащего компании Meta (деятельность на территории РФ запрещена). Он пояснил эту избирательность тем, что мессенджер не несёт функции по публичному распространению информации и используется как инструмент для общения.

«Стоит, однако, обратить внимание на определённые изменения в правилах игры, которые могут вылиться в штраф, арест или в уголовное дело с 15-летним максимальным сроком лишения свободы в качестве наказания. — Предостерегает адвокат Евгений Эрлихман. — Нужно знать, что в Кодексе об административных правонарушениях есть статья 20.3 («Публичное демонстрирование символики экстремистских организаций»). Она предусматривает широкий спектр наказаний: от 1000-рублёвого штрафа до 15 суток ареста. Помимо этого, предмет административного правонарушения, а, в нашем случае, это компьютер или смартфон, подлежит обязательной конфискации. В статье, правда есть оговорка, что её действие не распространяются на случаи использования символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии. Но, я уверен, сейчас многие перестраховываются и удаляют плашки соцсетей со своих сайтов и планируют заказывать новые визитки. В сложившихся обстоятельствах очень многое зависит от того, как сложится в этом направлении правоприменительная практика».

Помимо этого, адвокат Евгений Эрлихман посоветовал пользователям не публиковать в запрещённых соцсетях постов, содержимое которых может быть истолковано как экстремистское: это оправдание терроризма, призывы к насильственному изменению конституционного строя, возбуждение национальной розни и тому подобное. Не стоит также забывать и о новой статье Уголовного кодекса 207.3 («Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании ВС РФ»). Она предусматривает наказание от 700 тысяч рублей штрафа до 15 лет лишения свободы.

«Хотелось бы ещё коснуться одного важного аспекта, касающегося попавших под запрет соцсетей. Покупка рекламы у Facebook или Instagram будет трактоваться как финансирование экстремистской деятельности, что подпадает под статью 282.3 УК РФ. — Говорит адвокат Евгений Эрлихман. — Наказание по этой статье: от 300 тысяч рублей штрафа до 10 лет заключения в особо тяжёлых случаях. Так что про пополнение бюджетов в рекламных кабинетах этих соцсетей лучше пока забыть».

Ещё может возникнуть вопрос: а как быть с уже приобретёнными акциями запрещённой компании?

«Если гражданин купил ценные бумаги Meta до вступления решения суда в силу, то это не будет воспринято, как финансирование экстремизма, а вот если после — то последствия вполне могут быть уголовно наказуемы», — поясняет адвокат Евгений Эрлихман.