Крупнейшие бренды одежды стали стремительно покидать российский рынок или приостанавливать продажи. Торговые центры в Нижнем Новгороде пустеют, а в магазинах перед закрытием выстраиваются огромные очереди. В то же время сложившаяся ситуация открывает новые возможности для местного бизнеса. PolitBook вместе с экспертами моды попытался проанализировать сложившуюся ситуацию: сможет ли одежда от нижегородских дизайнеров заменить зарубежные бренды?
Российская мода: вы не знали, но она есть
Эксперт в области легкой промышленности и владелец нижегородского бренда PARLE Ольга Рыхлова-Парле считает, что нынешний уровень развития легкой промышленности в регионе при условии государственной поддержки позволит развернуть серьезную программу импортозамещения.
«Я общаюсь с предприятиями легпрома, с моими коллегами, и могу сказать, что можно выйти на импортозамещение. В Нижегородской области более 20 модных брендов, которые успешно продаются не только в регионе, но и по всему миру. И уж точно по России эту работу организовать можно без проблем», - отмечает она.
Ниша, образовавшаяся после ухода из России ряда модных брендов, не только может, но и должна быть заполнена, считает губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
«Региональному бизнесу в текущей ситуации открывается больше мест и возможностей для торговли. В планах сообщества нижегородских модельеров - наладить взаимоотношения между дизайнерами, швейными предприятиями и торговыми сетями: дизайнеры разрабатывают коллекции, местные предприятия их отшивают, а в ТРЦ продают. Поддерживаю эту инициативу!» - написал губернатор Глеб Никитин в своем телеграм-канале.
«Никаких глобальных масштабных брендов создавать не нужно, потому что в российских субъектах существует множество интересных марок, и их просто необходимо поддержать, - пишет создатель Модного дома PARLE Ольга Рыхлова-Парле в своей соцсети. - До сих пор часто слышу от разных людей усмешки, когда говорю о российской лёгкой промышленности и российской моде. Хотя большинство моих друзей в жизни и подписчиков в соцсетях уже точно знают, что усмешки можно оставить в прошлом. Российская модная индустрия развивается полным ходом, и на сегодняшний день это тысячи очень классных локальных брендов».
Основатели этих брендов, по ее мнению, привыкли смотреть в глаза своим клиентам каждый день, они отвечают за качество, дают нормальный сервис и стараются держать адекватную цену.
Бренд – вопрос не только экономический
Но обладают ли локальные модные бренды достаточным потенциалом для масштабной программы импортозамещения?
«Дело даже не в том, что сейчас по щелчку пальцев на место H&M, Zara, Marks & Spencer, Mango придет кто-то другой. Сами предпочтения людей поменять довольно трудно, - считает нижегородский экономист Дмитрий Скворцов. - основная масса продаваемой одежды по всему миру произведена в Китае и еще в нескольких странах преимущественно юго-восточной Азии. Купить это можно будет так же легко, как и раньше. Вопрос находится в другой плоскости: целевая аудитория, которую обслуживали уходящие бренды – особенная. И чисто технически заместить эту уходящую продукцию какой-то другой довольно сложно. Ведь продается не только добротность, качество и внешний вид, но и некая, как теперь говорят, философия бренда. Неважно, искусственно она сконструирована или действительно выработалась с годами. Смысл в том, что это вопрос и экономический, и производственный».
Почему в советское время за импортными джинсами «гонялись»? Да потому что в страну они попадали в единичном экземпляре, подчеркивает он.
«Возможно, сейчас будет похожий эффект. Вещи, которые ушли, будут проникать в Россию в виде товарных партий, с оказией, с друзьями. Поэтому полностью занять нишу уходящих брендов не получится. Как и всякий кризис – сегодняшнее время это шанс для тех, у кого есть амбиции и кому до этого было трудно «с низкого старта» конкурировать с уже устоявшимися, завоевавшими свою аудиторию брендами. Будем надеяться, что у нас появятся какие-то российские марки одежды, школы дизайна. И они станут известны не только узким специалистам, которые следят за отечественной модой, но и более широкому кругу потребителей», - считает наш собеседник.
Масс-маркет & нижегородские дизайнеры
«Разумеется, полное замещение ушедшего иностранного масс-маркета за счёт нижегородских дизайнеров пока ещё невозможно. Да и мало, кто в России способен на то, чтобы компенсировать отсутствие H&M и Zara», - полагает исследователь моды и стилист Алена Калистратова (alenakalistratova.ru).
По ее мнению, крупные иностранные марки, которые арендовали по полгектара площадей, - это определенный культурный феномен. Отчасти привлекательность этих брендов была продиктована тем, что там всегда можно было купить одежду недорого и моментально. Но эту потребность легко можно перекрыть за счёт других источников.
«У глобального масс-маркета была огромная культурная функция. По сути, это театр, который каждый сезон предлагает роли «на вынос». Роли эти тиражируются, идея разжёвывается - в итоге, огромный пласт людей их воспроизводит в повседневности.
Проектов, которые могут предложить подобное в Нижегородской области, не так много. Это, например, «Оксана Косарева», ЯLLO, Mashkara, Select. Производство организовано здесь же, товары отправляют в Москву, а до блокировки платёжных систем Visa и Master Card отправляли по всему миру. Можно сказать, здесь у нас далеко не провинциальный дизайн, и мне бы хотелось его порекламировать.
В то же время объемы производства и продажи по сравнению с ушедшим масс-маркетри здесь микроскопические, - констатирует модный эксперт, - кроме того, каждая из этих мастерских, помимо одежды, поставляет ещё и аксессуары, которые представляют собой важный игровой элемент. Это относительная редкость. Отдельно по области можно найти несколько мастерских с украшениями, которые периодически что-то кому-то дают на реализацию, однако последовательного и широкого сотрудничества пока не видно».
Мы привыкли к выбору. Теперь его будет меньше
По прогнозу нижегородского стилиста Натальи Труфановой, (https://vk.com/muse_about_shoes) скорее всего жительницы приволжской столицы перейдут на смешанный формат шопинга: что-то купить в ТЦ, что-то подобрать в интернет-магазинах.
«Я и раньше для клиентов искала необычные вещи на Wildberries и Lamoda. И наличие интересных отечественных брендов для меня не новость, это shi shi, Oksana Kosareva brand, JeTe, Select Studio, mashkara, yallo-brand. Другое дело, что альтернативу неверхней одежды среди нижегородских производителей в тех объемах, которые производили, например, Zara и Stradivarius, будет непросто.
В нашем городе есть отдельные девушки-предприниматели, которые отшивают одежду. Это, как правило, 7-10-15 моделей, стандартно с 42-ого по 46-ый размеры. Довольно ограниченное число моделей и ограниченный размерный ряд. И ценник там дороговатый: на уровне Massimo Dutti, который уже является верхом масс-маркета. Согласитесь, не каждая нижегородка может позволить себе изделие, цена которого начинается с 7-10 тысяч рублей.
Также стоит отметить, что вся фурнитура, нитки, ткани – импортные. У нас даже пуговицы не делают. В связи с повышением курса доллара вырастет стоимость сырья и, соответственно, стоимость конечной продукции».
Стилисты рассказали, что заинтересованы в том, чтобы их клиенты могли найти как можно больше товаров в одном месте. Поэтому они надеются на появление «мультибрендовых точек».
«Хотя бы так, чтобы количество времени, которое мы проводим в торговых точках, снова превышало время перехода между ними. Но пока приходится составлять маршруты отдельно, выезжая либо в сильно оскудевшую «Фантастику», либо в центр города отдельно», - говорит Алена Калистратова.
Да, выбора станет меньше – и этого никто не отрицает.
«И если искать хоть какой-то плюс, то эта ситуация - отличный стимул для отечественных производителей расширять и улучшать свой ассортимент», - делает вывод Наталья Труфанова.
Анастасия Шохина
Опубликовано 17.03.2022 в PolitBook