В продолжение СНО-дискурса: 16 сентября университеты получили типовое положение о СНО за подписью нового замминистра науки и высшего образования РФ Григория Гурова. Положение разработано совместно Минобрнауки и Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию.
Наука и технологии сегодня находятся в фокусе государственной политики. Канва инициатив для стимулирования инновационного развития пестрит обилием возможностей. И здесь неизбежно встает кадровый вопрос. Кладезь «научного рекрутинга» — студенты. При этом важно, чтобы ребята были вовлечены и мотивированы заниматься научной деятельностью. СНО как раз и является вариантом бесшовного перехода студента в науку.
Согласно документу, под категорию «СНО» подпадают объединения, занимающиеся научно-исследовательской, инновационной и научно-просветительской деятельностью. А это означает, что помимо представителей традиционных фундаментальных и прикладных наук, поддержку также смогут получить начинающие гуманитарии и популяризаторы науки. О важности этих направлений сегодня мы слышим не только от самих лириков, но и от самых настоящих физиков, в частности Михаил Ковальчук, президент НИЦ «Курчатовский институт» неоднократно в своих публичных выступлениях подчеркивает единство и конвергенцию точной, естественной и гуманитарной составляющей науки.
В соответствии с Положением СНО приобретут двухуровневую конструкцию — на эшелоне структурных подразделений вуза и общеуниверситетском. Таким образом, в рамках отдельных факультетов и институтов смогут развиваться профильные направления студенческой «преднауки». В то время как на уровне целого вуза будет представлен костяк представителей от каждого СНО. В совокупности это позволит выявить сильные научные школы и потенциально прорывные проекты университетов, а также усиливать их для дальнейшего развития.
СНО выполняет важную роль для сращивания образования и науки. Тем самым мы плавно уходим от устоявшейся в российской практике модели, которая предполагает разделение обучения и исследований. При этом не стоит отрицать, что она продемонстрировала свою эффективность. И мы это можем видеть по череде научных открытий и достижений советского периода, однако эта модель была адаптирована под нужды плановой экономики, и к настоящему моменту изжила себя.
Другой, не менее важный фактор, касается помощи в создании условий для проведения исследований и публикации результатов научных трудов. Публикационная активность и связанные с ней наукометрические показатели — предмет для дискуссий. В погоне за индексами растет число хищнических публикаций. В данном случае СНО могут стать в определенном смысле превентивными мерами, которые позволят повысить качество публикаций за счет того, что будущие ученые будут оттачивать этот навык еще во время учебы и под чутким руководством наставников из научной среды.
Несмотря на то, что СНО еще сложно назвать наукой в полном смысле этого слова, уже на этом уровне мы видим попытку сформировать взаимосвязанную сеть объединений — один из пунктов Положения включает в себя в качестве цели развитие взаимодействия и сотрудничества со СНО других университетов. Формирование единого сетевого молодежного научного пространства дополнено регулирующей и наставленической ролью Минобрнауки и Координационного совета. В свою очередь, на системном уровне мы видим формирование молодежной научной экосистемы, которая включает в себя различные варианты «входа» и удержания молодежи. И очевидно инструмент СНО может стать одним из них.
Напоминаем, ранее было заявлено о запуске конкурса СНО. Старт конкурса планируется в октябре. Лучшие СНО российских университетов получат поддержку на общую сумму 100 млн рублей. Средства они смогут направить, прежде всего, на развитие, проведение мероприятий, академическую мобильность.