Согласно данным международной организации труда (МОТ), в результате несчастных случаев на рабочем месте или заболеваний, связанных с работой, каждый год погибает 2,3 миллиона человек во всём мире. Помимо этого, специалисты ежегодно регистрируют около 340 миллионов несчастных случаев на производстве и 160 миллионов жертв профессиональных заболеваний.
В России за 2020 год Фонд социального страхования зафиксировал более 32 тысяч страховых случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Рассмотрим, что такое концепция «Ноль смертей» на рабочем месте, почему она так важна и как её можно реализовать.
Что такое Vision Zero?
Концепция «Ноль смертей» (Vision Zero, или Zero Harm) — подход к охране здоровья и безопасности на рабочем месте, который гарантирует, что ни один человек (работник или нет) не получит каких-либо травм или заболеваний на производстве. Согласно этой концепции, все несчастные случаи на производстве можно предотвратить и каждая организация должна обеспечить условия труда для реализации трёх базовых ценностей: охраны здоровья, безопасности и благополучия.
Концепция предусматривает индивидуальный подход в зависимости от ряда факторов, таких как вид производства, должность работника и территориальное расположение. Например, при работе в офисе можно свободно перемещаться или выполнять задачи, которые не нанесут работнику вред, однако он может получить травмы, выполняя те же задачи и свободно перемещаясь на заводе по производству алюминия.
Как реализовать концепцию «Ноль смертей» на производстве
Международная ассоциация социального обеспечения (ISSA) и Институт безопасности и гигиены труда (IOSH) разработали практическое руководство по реализации концепции Vision Zero, которое включает семь «золотых правил»:
1. Стать лидером — показать приверженность принципам
Различные руководители, такие как директора и менеджеры, несут ответственность за охрану труда на предприятии. Они устанавливают правила и должны сами им следовать, показывая пример для работников. Также им необходимо обеспечить понимание и соблюдение этих правил со стороны работников.
2. Выявлять угрозы — контролировать риски
Анализ возможностей, сильных и слабых сторон производства позволяет руководителям и работникам провести оценку рисков. Это может помочь своевременно предупредить производственные аварии, сбои и травмоопасные ситуации.
3. Определять цели — разрабатывать программы
Руководителям следует установить конкретные цели в области охраны и гигиены труда на предприятии и достичь их в среднесрочной перспективе, например в рамках трёхлетней программы. Целью может быть снижение числа производственных аварий, обязательное использование индивидуальных средств защиты на производстве или снижение уровня загрязнения рабочей среды пылью. Руководителям следует регулярно информировать работников об успешном продвижении к поставленным целям.
4. Создать систему безопасности и гигиены труда — достичь высокого уровня организации
Высокоорганизованная система охраны труда позволяет предприятию работать без сбоев, поскольку уменьшается число неисправностей, простоев и проблем с качеством продукции.
5. Обеспечивать безопасность и гигиену труда на рабочих местах при работе со станками и оборудованием
Необходимо, чтобы станки, помещения, оборудование и рабочие места соответствовали требованиям действующих стандартов по охране труда. Если нет возможности приобрести новое оборудование, следует модернизировать имеющееся. Большинство несчастных случаев происходит во время экстренного или планового ремонта и технического обслуживания. Часто при проведении этих работ средства индивидуальной защиты работниками не используются либо находятся в нефункциональном состоянии.
6. Повышать квалификацию — развивать профессиональные навыки
Современные технические средства и производственное оборудование могут быть сложными в эксплуатации и требуют высококвалифицированного персонала. Руководство организации несёт ответственность за подготовку квалификационных требований для каждой должности на предприятии. Помимо этого, руководство должно выявить, соответствует ли квалификация каждого работника его обязанностям.
Производственное оборудование непрерывно меняется и совершенствуется, из-за чего знания и навыки как работников, так и руководителей необходимо регулярно обновлять.
7. Инвестировать в кадры — мотивировать посредством участия
Одна из главных обязанностей руководителя — поощрять сотрудников к соблюдению правил техники безопасности. Повышению мотивации сотрудников могут способствовать интерактивные мероприятия, информационные дни, просьбы дать совет, например при разработке рабочих инструкций.
ISSA и IOSH также разработали чек-лист для руководителей, чтобы они могли определить, следуют ли они и их сотрудники принципам концепции «Ноль смертей».
Согласно концепции «Ноль смертей», несчастные случаи на рабочем месте и профессиональные заболевания — не просто стечение обстоятельств, у них всегда есть причины. Организации могут устранить или хотя бы сократить эти причины, создавая необходимые условия охраны и гигиены труда для своих работников.