Сегодня две крупнейшие социальные сети Instagram и Facebook были официально признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории нашей страны. И если Facebook в РФ не сильно жаловали, то Instagram был очень популярной платформой.
Большинство обывателей наверняка скажет: "Ну и ничего страшного, невелика потеря, подумаешь. Меньше будут торчать в телефоне". И они конечно будут правы. Правы со стороны обычных пользователей.
Но в этой статье я хочу выйти за границы обычного пользователя и рассказать вам, на кого блокировка Instagram сильно повлияет и почему.
Самозанятые, мастера и эксперты, творческие личности
Instagram был платформой, на которой эксперты, мастера и просто творческие люди могли показывать свои навыки в определенной сфере и находить клиентов, зарабатывая на жизнь честным трудом.
Мастер по прическам и макияжу Ольга выставляла в Instagram свои работы, находила клиенток и зарабатывала деньги, чтобы кормить своего маленького сына. Алексей вырезал прекрасные фигуры из дерева, показывал процесс создания, делал подарки на заказ. Певица Дарья делилась своим творчеством. Андрей писал крутые статьи на заказ.
Сейчас все эти люди лишены платформы для поиска и заработка. Хорошо, если они диверсифицировали риски и продвигались на других платформах. Кто-то собрал базу постоянных клиентов.
Однако частным мастерам в экстренном режиме переходить на другие платформы будет сложно. На это нужно время. Нужны знания об алгоритмах другой платформы. И часть аудитории всё равно будет утеряна. Когда ты работаешь на самого себя - потеря даже нескольких клиентов сильно бьет по бюджету.
Малый бизнес
Небольшая кофейня или пекарня возле дома. Студия полиграфии в вашем городе. Цветочный магазин. Фермерская лавка. Все они находили себе новых клиентов и продвигали бизнес через Instagram.
Не всякий бизнес потянет создавать и продвигать отдельный сайт для себя. Да и казалось бы, зачем это нужно, если удобнее было искать новых клиентов и мотивировать старых через Instagram.
Конечно, у них тоже есть постоянные клиенты. Конечно теперь они переключатся на другие платформы, будут использовать другие маркетинговые инструменты, чтобы привлекать клиентов.
Малому бизнесу легче найти специалиста для переноса данных на новую платформу, чем частным экспертам. Однако всё равно не так легко, как крупному бизнесу. Ведь в малом каждый рубль на счету.
SMM-специалисты
Есть еще одна категория людей, которые зарабатывали на том, что помогали бизнесу или экспертам вести страницы. SMM-специалисты, таргетологи, менеджеры соцсетей, копирайтеры, сторисмейкеры...
Удаленщики сейчас тоже переживают сильный кризис. В связи с блокировкой Instagram многие остались не у дел. И хорошо, если часть этих специалистов сможет быстро переобучиться на другую соцсеть и продолжать вести своих клиентов в новых условиях.
Однако часть отсеится и останется без работы. Какие-то клиенты больше не смогут содержать всех специалистов в новых условиях. Какие-то уйдут к более опытным маркетологам в другие соцсети.
Блогеры
А еще конечно же пострадали блогеры, которые существовали за счет аудитории. Они так усердно ее наращивали, чтобы продавать рекламу или свои товары и услуги. А после блокировки часть аудитории просто потерялась - для блогера это практически потеря работы.
Кто-то пошел за любимым блогером в новые соцсети. Но большая часть людей все таки поленилась или не захотела это сделать.
5 миллионов подписчиков в Instagram одного блогера превратилось в 100 тысяч подписчиков ВКонтакте. Теперь для рекламных сотрудничеств этот блогер не так привлекателен.
Может показаться, что блогеры пострадали сильнее всего, но я бы сильно за них не переживала. У них есть накопления для безбедной жизни. У них есть средства, чтобы раскручивать себя на других площадках. У них есть популярность и узнаваемость: можно быстро запустить продажу какой-нибудь косметики, и ее будут покупать, потому что она от "популярного блогера". А еще у них есть пласт фанатов, готовых идти за любимым блогером в огонь и воду.
Как и всегда бывает, блокировки и ограничения сильно бьют по малому бизнесу: ИП, самозанятым. По тем, кому как раз нужно больше поддержки в кризисное время. Признание Instagram экстремистской организацией оставило многих людей без работы и поставило бизнес под угрозу.