Найти в Дзене

Краткая история мировой поэзии: часть 2. Средние века

Стих — это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма. Владимир Галактонович Короленко История поэзии в средних веках Поэзия принимала многочисленные формы в средневековой Европе, например лирическая и эпическая поэзия. А трубадуры и Minnesänger известны своими лирическими стихами о изысканная любовь.
Среди самых известных светских стихов - Кармина Бурана, рукописный сборник из 254 стихотворений. Двадцать четыре стихотворения Кармина Бурана были позже положены на музыку немецким композитором Карл Орф в 1936 г. Средневековая лирика практически без остатка укладывалась в систему так называемых фиксированных жанров (рондо, баллада, королевская песнь, виреле и др.). Поэт не создавал форму своего произведения, наоборот, наперед заданная форма диктовала ему способы поэтической экспрессии. Сами темы средневековой поэзии тоже обладали своего рода "фиксированностью". Существовал довольно ограниченный репертуар сюжетов: хитрости и п
Оглавление

Стих — это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.

Владимир Галактонович Короленко

История поэзии в средних веках

Поэзия принимала многочисленные формы в средневековой Европе, например лирическая и эпическая поэзия. А трубадуры и Minnesänger известны своими лирическими стихами о изысканная любовь.


Среди самых известных светских стихов - Кармина Бурана, рукописный сборник из 254 стихотворений. Двадцать четыре стихотворения Кармина Бурана были позже положены на музыку немецким композитором Карл Орф в 1936 г.

Средневековая лирика практически без остатка укладывалась в систему так называемых фиксированных жанров (рондо, баллада, королевская песнь, виреле и др.). Поэт не создавал форму своего произведения, наоборот, наперед заданная форма диктовала ему способы поэтической экспрессии. Сами темы средневековой поэзии тоже обладали своего рода "фиксированностью". Существовал довольно ограниченный репертуар сюжетов: хитрости и проделки женщин, невзгоды одураченных мужей, похождения сластолюбивых монахов, споры тела с душой, тема бренности, тема судьбы ("колеса Фортуны"), воспевание Богоматери и т.п.

Средневековая поэзия располагала не только репертуаром сюжетов, но и репертуаром канонов и формул на каждый случай жизни из тех, что входили в сферу литературного изображения. Что касается лирической поэзии, то больше всего в ней поражает образ самого лирического героя - какой-то наивный, на наш вкус, плоскостной характер его изображения, отсутствие психологической глубины, перспективы, отсутствие всякого зазора между интимным "я" поэта и его внешним проявлением.

Поэзия Данте Алигьери

Величайшим средневековым поэтом по праву считают Данте Алигьери (1265‒1361). Данте родился во Флоренции, был хорошо образован и занимался общественной и политической деятельностью, за которую был изгнан из родного города. Он писал трактаты, романы, стихи. В одном из романов Данте рассказывает о своей великой любви к девушке Беатриче, которая умерла молодой, и на всю жизнь стала «владычицей его мыслей».

-2

В историю мировой литературы Данте вошёл, прежде всего, как автор великого стихотворного произведения ― «Божественной комедии». Комедией в то время называли произведения с благополучным концом, а «божественной» её назвали позже, в знак наивысшей похвалы. По своей форме она представляет поэму-видение, подробно описывающую загробный мир. По аду (месту мучения грешников) и чистилищу (месту очищения) Данте сопровождает римский поэт Вергилий, а в раю его встречает прекрасная Беатриче. В «Божественной комедии» настолько подробно описаны нравы людей того времени, их знания о мире и богословские взгляды, что её называют «энциклопедией средневековья».

Известные средневековые поэты и поэтические произведения

  • Манесский кодекс (лат. Codex Manesse, известен на русском как Манесский песенник, Манесская рукопись) — средневековая иллюминированная рукопись, представляющая собой сборник светской поэзии (главным образом, миннезингеров) на средневерхненемецком языке. Хранится в библиотеке Гейдельбергского университета, отсюда его альтернативное название — Большой гейдельбергский песенник (нем. Große Heidelberger Liederhandschrift).
-3

  • Вага́нты (от лат. vagantes — странствующие, бродячие) — творческие люди в Средние века (XI—XIV века) в Западной Европе, способные к сочинительству и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений.

Творчество вагантов анонимно. Среди известных имён: французский поэт Вальтер (Готье) Шатильонский (вторая половина XII века), написавший «Contra ecclesiasticos juxta visionem apocalypsis»; Примас Орлеанский (начало XII века); немецкий вагант, известный под своим прозвищем «Архипииты» (Archipoeta, вторая половина XII века) и некоторые другие.

Вагантская поэзия сохранилась в рукописных сборниках XII—XIV вв. Среди них самый объёмный (содержит около 250 произведений) — «Ка́рмина Бура́на» (Carmina Burana), рукопись которого была обнаружена в 1803 в баварском монастыре Бенедиктбойерне (отсюда латинское название сборника). Музыка, на которую ваганты распевали свои стихи, (за редчайшими исключениями) не сохранилась.

-4
  • Герольд Чандоса (англ. Chandos Herald, фр. Chandos le Héraut, около 1350 — после 1385) — анонимный хронист, поэт и гербовед, один из летописцев Столетней войны, автор рифмованной хроники, или поэмы «Жизнь и деяния Чёрного принца», или «Жизнь и подвиги презнатного принца Уэльсского и Аквитанского». Назван был так историками из-за того, что служил герольдом у известного английского военачальника Джона Чандоса, коннетабля Аквитании, ближайшего соратника Эдуарда Чёрного Принца.

Основным сочинением является рифмованная хроника, или поэма «Жизнь и деяния Черного принца» (фр. La vie et gestes du Prince Noir), составленная около 1386 года на среднефранцузском языке.


Сочинение Герольда Чандоса сохранилось в двух рукописях XV века из собраний библиотеки Сенатского дома (англ.)рус. Лондонского университета и библиотеки Вустер-колледжа Оксфордского университета.

  • Диван Хафиза — это сборник поэм, написанных иранским поэтом Хафизом Ширази. Большинство поэм написано на персидском языке, часть — намакаронном языке (соединении персидского и арабского языков), другую часть составляют газели на арабском языке.

Считается, что впервые Диван Хафиза после смерти поэта был составлен Мохаммадом Голандамом. Однако некоторые неподтвержденные сообщения указывают на то, что Хафиз опубликовал свой Диван в 1368/770 году.

На сегодняшний день имеется несколько известных рукописей в Иране, Европе и других местах, которые относятся ко второй и третьей четвертям 14 века (то есть от 30 до 60 лет после смерти поэта) и самые авторитетные из них включают менее 500 газелей. Последующие версии содержат 600 газелей и более. В 1958 году Парвиз Натель-Ханлари опубликовал рукопись примерно 813 года по хиджре, содержащую 152 газелей с точки зрения «хорошего» текста. Издание рукописей с описанием на персидском, турецком или урду, продолжались в течение следующих четырёх столетий.

-5
  • Жан де Касте́ль, он же Жан де Кастель–младший, или Жан Кастель (сын) (фр. Jean de Castél, Jean Castel fils, лат. Johannes de Castello, около 1425 — 24 февраля 1476) — французский хронист и поэт, монах-бенедиктинец, настоятель аббатства Св. Мавра (фр.)рус. в Сен-Мор-де-Фоссе, историограф короля Людовика XI, автор «Сокращения хроник» (фр. Les Croniques Abrégées).

Написал такие сочинения как:

1) «Сокращение хроник» (фр. Les Croniques Abrégées) на французском языке с некоторыми вставками на латыни. Составленное между 1461 и 1475 годами, оно излагает события от Рождества Христова до 1445 года.

2) Поэма «Зерцало грешника» (фр. Le Mirouer du Pecheur) на французском языке, датируемая 1465 годом и посвящённая архиепископу Пуатье Жану VI дю Белле (1462—1479).

3) Поэма «Зерцало дам» (фр. Le Mirouer des Dames) на французском языке, состоящая из 27 катренов и 108 стихов. Датированная 1470-ми годами, она сохранилась в пяти рукописях, три из которых хранятся в Национальной библиотеке Франции , одна в отделе рукописей и редких книг Музея Фицуильяма в Кембридже, и ещё одна — в парижской библиотеке Мазарини.

4) Поэма «Зерцало грешников» (фр. Le Mirouer des Pecheresses) на французском языке, датированная 1470-ми годами и сохранившаяся в единственной рукописи. Впервые напечатана в 1483 году в Париже издателем Антуаном Кайо.

5) «Прошение монсеньора де Гокура» (фр. Le Requeste a monseigneur de Gaucourt) на французском языке, сохранившееся в единственной рукописи из Национальной библиотеки Франции (ms. fr. 1642). Не публиковалось.

6) Поэтическое «Послание Жоржу Шателену» (фр. Epistre a George Chastelain), адресованное вышеназванному историографу герцогов Бургундских и сохранившееся в двух рукописях из Национальной библиотеки Франции (ms. fr. 2366, ms. fr. 5594). Опубликовано в 1867 году в Брюсселе бельгийским историком Кервином де Леттенхове в приложениях к собранию сочинений Жоржа Шателена.

  • Кю́невульф (конец VIII — начало IX или X века, точные даты жизни неизвестны) — англосаксонский народный поэт, предположительно монах. Один из немногих англосаксонских поэтов, известных по имени (поскольку стихотворения содержали его подпись, «вплетённую» в текст и выполненную руническим алфавитом), и один из четырёх, чьи работы сохранились до нашего времени.

Прославился благодаря религиозным сочинениям, считался выдающимся деятелем христианской Древнеанглийской поэзии/

  • Миннеза́нг (ср.-в.-нем. minnesang ; ср.-в.-нем. minne любовь, отсюда миннезанг букв. — «любовная песня») — обобщённое название искусства миннези́нгеров- немецких и австрийских средневековых поэтов-музыкантов, преимущественно из рыцарского сословия. По своему характеру миннезанг близок к поэзии трубадуров и труверов.

Поэзия миннезингеров обширна. До настоящего времени она сохранилась в рукописных сборниках, из которых особенно известны Манесский кодекс и Вейнгартенский кодекс; такой тип рукописи современные палеографы зачастую обозначают как «песенный» (нем. Liederhandschrift, фр. chansonnier), даже если он не содержит нотированной музыки. Музыка раннего и классического миннезанга в рукописях не зафиксирована; песни поздних миннезингеров в небольшом количестве сохранились.

  • Роберт Мэннинг, также Роберт де Брюнн (англ. Robert Mannyng или Robert Mannyng of Brunne, или Robert de Brunne; около 1275 — после 1338) — английский хронист и поэт, монах-гильбертинец, автор рифмованной «Хроники Мэннинга» (англ.)рус., излагающей исторические события от легендарного заселения Англии троянцами до 1338 года.

Основным историческим сочинением Роберта Мэннинга является рифмованная «Хроника Мэннинга» (англ.)рус. (англ. Mannyng's Chronicle), к работе над которой он приступил в 1327 году, в начале правления Эдуарда III, и которую, по его собственным словам, закончил между 3 и 4 часами, в пятницу, 15 мая 1338 года.

Мэннингу также приписывают рифмованную поэму «Размышления о страстях Господа нашего Иисуса» (англ. Meditacyuns of the Soper of our Lorde Ihesus), в рукописях из собрания Харли Британской библиотеки и из Бодлианской библиотеки Оксфордского университета следующая вслед за текстом «Наставления о грехах», и впервые полностью опубликованная в 1875 году Обществом древнеанглийских текстов (англ.)рус.

  • Пьер Корбийский (фр. Pierre de Corbie, лат. Petrus de Corbeia; годы активности: 1188—1195) — французский трувер. Был родом из Корби. Упоминается как «магистр Пьер из Корби» (magister Petrus de Corbeia), который служил каноником в Аррасском соборе в 1188—1195 годах. Сохранилось семь его произведений (шесть куртуазных песен и один партимен). Все мелодии представлены в бар-форме. Несколько песен имеют различные варианты мелодий. Песни Пьера Корбийского пока не записаны ансамблями средневековой музыки.
  • Тосканская лирика (итал. lirica toscana), также называемая сицилийско-тосканской и переходной школой (Scuola di Transizione) — условное название поэтов Тосканы и Романьи 60-х — 90-х годов XIII века, продолжателей традиции сицилийской школы.

В реальности под расплывчатой формулировкой «тосканская лирика» скрываются два или три поэтических направления, включавших большое число поэтов:

1) Подражатели сицилийской школе — Бонаджунта Орбиччани, Компьюта Донцелла, Нери де Висдомини, Бондие Диетаюти, Чоло делла Барба и др.
2) Гвиттонианцы — Мео Аббраччавакка, Пануччо дель Баньо, Андреа Монте, Данте да Майано и др.
3) Последователи сицилийцев и Гвиттоне д'Ареццо — Кьяро Даванцати

Часть тосканских поэтов ранее напрямую принадлежала к сицилийской школе, это Паганино да Серцана, Компаньетто да Прато, Тиберто Галлицани.

  • Трубаду́ры (фр. troubadour, мн. ч. troubadours, окс. trobador) — средневековые поэты-музыканты (инструменталисты и певцы), преимущественно из Окситании. Творчество трубадуров охватывает период с конца XI до XIII веков, его расцвет пришёлся на XII — начало XIII века.

Стихи сочинялись с учётом того, что их обязательно должна была сопровождать музыка. Напев служил для средневекового сочинителя, не владевшего книжной грамотой, основой структуры стиха.
Притом что стихи трубадуров, несомненно, распевались, нотных памятников их музыкального творчества сохранилось немного (особенно по сравнению с музыкой труверов), по разным оценкам до 300[K 11]. Возможная причина скудости музыкального наследия — относительно небольшое количество мелодий, которые по принципу контрафактуры поэты прилаживали к разным стихам (как, например, делал Бертран де Борн).

-6

Больше информации о трубадурах тут: трубадуры.

  • Труве́ры (фр. trouvères, от глагола trover, trouver — находить, изображать, сочинять) — французские поэты и музыканты, главным образом, второй половины XII и XIII веков, слагавшие свою поэзию на старофранцузском языке. Сохранилось около 1400 нотированных сочинений труверов, ещё больше стихов сохранилось в виде «чистого» текста (без музыки).

Творческое наследие труверов дошло до наших дней преимущественно через средневековые песенники, причём (как и в случае с трубадурами) число сохранившихся труверских стихов значительно превышает число труверских музыкальных сочинений. Поскольку во времена труверов музыкальная нотация именно во Франции переживала подъём (в области профессионального церковного многоголосия), многие мелодии труверов были, к счастью, нотированы (как правило, post factum) и дошли до наших дней. Всего сохранилось около 1400 нотированных песен труверов, в том числе 7 композиций Конона де Бетюна, 11 — Готье д’Эпиналя, 17 — Монио Аррасского, свыше 20 — Готье де Куэнси, 32 — Жанно де Лекюреля, 36 — Адама де ла Аля, около 50 — Тибо Шампанского и около 50 — Гаса Брюле. Наиболее значителен вклад в историю музыки «последнего трувера» — Гильома де Машо.

-7

#история #история древнего мира #поэзия #средние века #литература