Самой первой публикацией "прамашинки" я хотел бы поговорить о прописных истинах. Надеюсь, читатели меня извинят.
Не первый, не второй и даже не десятый раз сталкиваюсь с одним и тем же: люди забывают (забивают) поменять в машине масло. И хоть, в основном, этим грешат девушки, но мужчины разных возрастов тоже склонны забивать. «Да что ей будет? Есть же масло!»
Посему позволю себе проговорить общеизвестную истину, на которую все склонны не обращать внимания.
Масло
В двигателе автомобиля нет лишних деталей. Нет лишних регламентов. Если сказано, что надо «не позднее», читайте «это уже поздно, но еще есть шанс не совершить непоправимого». Производитель НЕ заинтересован, чтобы ваш автомобиль служил дольше, чем установлен срок гарантии. Поэтому указывает предельно допустимые регламенты. И если в современных автомобилях написано менять масло через 10 тыс. км., то это означает «убейте свой двигатель за 5 лет и купите себе новый автомобиль», ничего иного. Но многие наши люди, привыкшие, что сроки годности указываются «с запасом», даже на эти, крайне вредные, рекомендации производителей забивают большой российский болт. И ездят 10-15-20 тыс. км на том, что они принимают за масло.
Ок. Чтобы было понятно, чего и кипишусь, давайте разберем, как же работает ваш двигатель.
Все обычно забывают, что он не зря называется «двигатель внутреннего сгорания». Внутри него сгорает топливно-воздушная смесь, толкая вниз поршни, чтобы придать вращение коленчатому валу и, в конечном итоге, колесам. То есть, у нас есть поршень (обычно 4, бывает 6, 8, 12, а также 3-5 и т.д.), есть странная железяка «коленчатый вал» и есть система подачи взрывчатой смеси к этому поршню.
Поскольку взрыв — штука стремительная и резкая, обычно от него всё разлетается, то, чтобы машина не изувечила окружающих, а куда-то поехала, места, где происходит взрыв, прячутся в твердосплавные камеры сгорания, которые укутываются охлаждающей рубашкой. А поршень, который первым испытывает на себе все прелести взрывов, движется в такой же твердосплавной трубе. Дабы облегчить движение и не дать литой силуминовой болванке ободрать зеркальные стенки трубы, к поршню подается то самое моторное масло. Оно же смазывает коленчатый вал, не давая всему этому хозяйству перегреться от трения и разрушить нафиг двигатель.
Коленчатый вал у нас лежит на «постели» из АЛЮМИНИЕВЫХ вкладышей. И бегает он свои 100-200-500 тыс. км. только благодаря тому, что вкладыши ежемоментно смазываются… моторным маслом! Более того, во время работы двигателя «колено» не касается своей постельки, а крутится в масляной прослойке, которую туда нагнетает маслонасос. Иначе бы, как ни смазывай, твердая сталь растерла бы мягкий алюминий, докопалась бы до основания постели и вгрызлась бы в неё. В итоге, двигатель заклинил бы, не проехав и сотню километров.
Так вот. Это самое спасительное моторное масло работает в довольно адских условиях. Разве что чертей с вилами не хватает. Его постоянно жарят взрывами сверху, его гоняют по узким каналам снизу, а еще оно висит в виде масляного тумана внутри двигателя и оседает на все, на что может. Но и это не всё. Чтобы жизнь маслом не казалась, в него прорываются выхлопные газы, окисляя масло и создавая сажу и лакообразные отложения.
Но стоп! Двигатель останавливается. И масляная пленка, создаваемая давлением масляного насоса, стекает с полированных стенок, вкладышей и шеек нагруженных узлов двигателя.
И тут — опа! нежданчик! — новый запуск. Самый опасный момент для мотора. Масла еще нигде нет, а трущиеся детали уже начинают свой процесс саморазрушения. И пока двигатель не раскрутится до своих рабочих оборотов, трение будет происходит если не в сухую, то при минимальной смазке. И только когда коленвал начнет крутиться быстрее 1000 раз в минуту, по каналам пойдет живительное масло…
Так вот, мои хорошие. То самое живительное масло сохраняет свою живительность максимум год. Или, согласно исследованиям, 7-7,5 тыс. км. Потом распадаются присадки, накапливается сажа и продукты износа двигателя, масло становится жиже и хуже и хуже смазывает мотор. И, вроде, оно есть. А толку с него… примерно как с ведра воды из лужи (чуть лучше. Масло не испаряется при 100 градусах Цельсия).
Забывая или забивая вовремя менять масло в моторе, вы создаете не только стресс трущимся поверхностям. Это полбеды. А вот то, что всё большее количество сажи прилипает ко всем поверхностям внутри двигателя и образует «лак» на стенках — вот беда. Система смазки коленвала, поршней, канал нагнетания давления в натяжителе цепи или ремня тоненькие. Они рассчитаны для определенной консистенции смазки. Лак уменьшает диаметр каналов — а следовательно, по законам физики, уменьшает давление, создаваемое более жидким маслом внутри смазываемых поверхностей. Да, жидкое масло пролетает каналы с большей скоростью, согласно законам физики. Пачкая всё вокруг и толком ничего не смазывая. И тут наступает масляное голодание. На ровном месте, при наличие масла в системе. Но само масло уже не той системы.
Коленчатый вал — штука массивная. Пожалуй, самая тяжелая часть двигателя. Если давления масла недостаточно, он под действие силы тяжести ложится на постель и начинает её грызть. Задиры уменьшают смазываемую поверхность и увеличивают поверхность трения. Ну а дальше двигатель начинает свой недолгий путь к саморазрушению.
И вот, выехав в очередной раз по делам/на дачу/на природу вы вдруг слышите лязгающий звон из-под капота. Хорошо, если у вас хватает смекалки сразу же заглушить мотор и дальше ехать на эвакуаторе. Как правило, нет. Некоторые «прошаренные» водители начинают газовать — мол, само рассосется. Чего в это время УЖЕ делать не стоит. Потому как такой лязг кричит нам о том, что один или несколько вкладышей-постелей провернулись на своих местах и сейчас коленвал рвет их на куски, разбрасывая по всему мотору алюминиевую стружку. А остальные узлы не знают ничего про агонию. Маслонасос продолжает захватывать то, что он считает маслом, из поддона, могучие шестерни перетирают это «нечто» в гомогенную массу с размером частиц 2 микрона и выплевывают её внутрь покойника. Масляно-алюминиевая смесь имеет несравнимо больший коэффициент трения и потому разрушение мотора идет по нарастающей. И если слабоумие и отвага сопутствуют водителю, то через 3-10 минут он слышит особо звонкий удар и мертвенную тишину. Шатун намотал вкладыши на себя и заклинил. Но, поскольку у мотора дури много, то он хрипит сквозь зубы «нифига!» и пытается вытолкнуть криво вставшую чугунную палку. А чугуний у нас что? правильно, ломкий. вот он и ломается и боги милостивы к вам, если ломается он возле бугеля. Чаще же перелом идет в тонком месте, возле поршня. И тогда длинная стальная хрень начинает молотить по всему, до чего дотянется, встает враспор и… та самая мощность мотора, которой так радуются автовладельцы, вышибает обломок шатуна вместе с куском блока двигателя наружу. Здравствуй, «кулак дружбы».
Поздравляю, вы стали владельцев нескольких сотен килограмм чистейшего металлолома, не пригодного более ни к чему.
Конечно, есть "умельцы", которые варят такие блоки, гильзуют их, растачивают коленвал на 4-й или несуществующий 5-й ремонтный размер, подкладывают под новые вкладыши фольгу, чтобы создать двигатель-зомби и спихнуть машину с рук. И горе тому, кто такой труп купит.
Разумеется, наука не стоит на месте. Разумеется, масла всё лучше. При этом так называемые «Long life» стоят в 2 раза дороже, но так же стареют и после пресловутых 8000 начинают активно откладывать лак на стенки двигателя. Сомнительное удовольствие ездить на 3000 км дольше.
Не так уж и дорого стоит замена масла, чтобы ударными темпами убивать двигатель. Впрочем, решать, конечно, Вам. Капиталка — штука дорогая. Но если собственная лень дороже, то почему бы и не па?
Ну и чтобы не заканчивать на неопределенной ноте, хочу дать всем автомобилистам совет: меняйте масло через 7000 км. И будет вашему мотору счастье. А на какое масло менять — поговорим через неделю.
продолжение
Благодарю за интерес к моему каналу и новой теме, и надеюсь на ваши лайки и комментарии.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.